Что бы ни придумывали законодатели, какие бы методы ограничения численности бродячих животных ни пробовали местные власти, жители продолжают жаловаться на стаи бездомных собак во дворах. И… на жестокость догхантеров, иногда усыпляющих собак прямо на глазах у детей.
Есть ли возможность справиться с проблемой? Об этом наш разговор с соучредителем региональной общественной организации «Забота» Екатериной Суховой.
Для общей пользы
– Катя, что представляет собой ваше сообщество?
– Наша общественная организация выросла из волонтерской. Раньше мы назывались «Кошкин дом», и это была группа, объединившая людей, которые не просто жалеют бездомных животных, но участвуют в их судьбе. Тратят личное время, силы, деньги. Подбирают кошек и собак на улице, держат у себя дома, лечат, кормят, проводят стерилизацию и пытаются найти им хозяев.
– Почему решили «формализоваться»?
– Чтобы работа была более результативной. Прежде наши походы в администрацию по поводу какоголибо взаимодействия носили, скорее, уведомительный характер. Мы рассказывали, что делаем, нам обещали содействие. Но оказать реальную помощь «неорганизованным» активистам сложнее, чем НКО. Поэтому в прошлом году мы с Ириной Салиховой решили учредить общественную организацию. Ирина стала руководителем, я – секретарем. В августе получили документы в Минюсте.
– Чего удалось достичь с момента создания «Заботы»?
– Мы обратились к мэру Орла Василию Новикову и главе администрации Андрею Усикову с просьбой о выделении земельного участка для создания приюта. Нам предложили несколько вариантов, и мы уже даже выбрали один — на Новосильском шоссе. Но, как выяснилось, региональное законодательство не предусматривает возможности прямой передачи земли в безвозмездное пользование. Сейчас решается вопрос, как это сделать. Думаю, власть и сама заинтересована в работе зоозащитных организаций. Через нас, например, в месяц проходят порядка 150 животных. Часть (в основном, инвалиды) не подлежат «усыновлению». Но для большинства мы находим хозяев, потом контролируем, как их содержат. Помогаем снимать напряжение в этом вопросе.
Деньгами не измерить
– А по финансированию вашей деятельности есть какието перспективы?
– После года работы в качестве общественной организации мы уже сможем претендовать на грантовую поддержку. И обязательно будем участвовать в конкурсах. А пока можем рассчитывать только на собственные средства и благотворительные пожертвования. Кстати, НКО по закону могут устанавливать «копилки». И в «Линиях», и в «Добрострое» нам уже разрешили установить ящики для сбора средств. Сейчас ищем объемные контейнеры с обратным клапаном, чтобы люди могли не только деньги пожертвовать, но и лекарства, корма, наполнители, ошейники.
– Кстати, как орловцы откликаются на ваши призывы помочь безнадзорным животным? Кризис сейчас, многие жалуются, что денег не хватает на самое необходимое.
– Откликаются. Особенно, когда случается чтото из ряда вон выходящее. Как с Майкой. Помните, была история, когда ктото расстрелял из пневматики маленького щенка, выпустили в него около 20 пуль? Этот случай получил огромный резонанс, мы за день собрали на спасение Майки больше 30 тысяч рублей. Практически любое обращение результативно, когда нужны корма, средства на операцию животному или за содержание в частном приюте. Тем более, что мы строгую отчетность на сайте ведем, по запросу выкладываем все чеки и квитанции.
– С кем сотрудничаете?
– С ветклиникой «Охотник», там для наших животных хорошая скидка. И можно заплатить в рассрочку. И еще у нас есть надежные друзья – кинологи Ольга Бузина и Илья Хитрых. Они с нами постоянно. Если нужно забрать с улицы травмированное животное, которое к себе никого не подпускает, или когда нужно поработать с собакой, которую мы отдаем в семью, хотя бы простые команды выполнять ее научить.
Уроки доброты
– Катя, проблема с уличными животными очень неоднозначна. С одной стороны, жалко бездомышей, а с другой – они могут представлять опасность. Как вы сами баланс в этом вопросе находите?
– Как ни странно это звучит, у нас с догхантерами цель одна — уменьшение численности бездомных животных. Только они зачастую просто выполняют свою работу, «выключая» в себе человека, не жалея своих жертв и не задумываясь о реакции очевидцев. А мы пропагандируем гуманность и ответственность.
– Что делаете для этого?
– Мы проводим с детьми уроки доброты. Уже побывали в школах № 19 и 31, в кукольном театре. Рассказываем, как животные становятся уличными, какую опасность они могут представлять, как защитить себя от агрессии. Кроме того, у нас разработаны две презентации. Одна называется «Я – волонтер», и она о том, как обычные люди – со своими семьями, детьми, заботами – начинают заниматься проблемами уличных животных и как эта деятельность меняет людей, делает их лучше. Презентация «Хвостики» посвящена нашим подопечным. Когда дети видят, в каком состоянии животные попадают к нам и какими потом становятся, они не могут сдержать слез. Эта эмоциональная реакция ценна и сама по себе, и тем, что за ней следует. Нас подолгу не отпускают, расспрашивают, просят фотографии щенков и котят, чтобы показать родителям, потом дома рассказывают обо всем, что узнали. И это дает надежду, что ребята уже никогда не будут жестоки к бездомным животным.
Наталья Филатова