На фасаде здания орловской средней школы № 3 установлена мемориальная доска в память об учителях и выпускниках, сражавшихся за Родину. В списке увековеченных имен – Николай Владимирович Дрогавцев – участник Итальянского движения Сопротивления. В 60е годы прошлого века о нем писали в газетах. В 1966 году по приглашению итальянского правительства он посетил страну, за свободу которой воевал. Более полувека прошло с тех пор. Имя русского партизана Италии вряд ли известно молодому поколению орловцев.
До войны
Семья Дрогавцевых жила в доме № 43 на 2й Курской улице. Здесь в 1925 году и родился будущий герой. В 1941м Коля окончил 8 классов. Учился бы и дальше, но наступил черный день 22 июня, который перевернул судьбу Николая как и миллионов советских людей.
В оккупации
Фашисты оккупировали Орел 3 октября 41го. Город наполнила немецкая речь. Гансы, Курты, Паули в зеленых кителях пехоты и черном обмундировании танкистов и люфтваффе расхаживали повсюду как хозяева. В течение 22 месяцев гитлеровцы чинили свои злодеяния. Орловцев вешали и расстреливали за появление на улицах после комендантского часа, за прочтение и передачу другим лицам листовок, за связь с партизанами.
Перед отступлением гитлеровцы ворвались в дом Дрогавцевых. Обшарили комнаты, перевернули всю рухлядь в сарае. Не найдя ничего подозрительного, посадили Николая в машину и увезли.
Несколько суток в товарном вагоне вместе с другими орловцами его везли на фашистскую каторгу…
Побег
Как только эшелон прибыл к месту назначения, узников стали выводить из вагонов. Началась сортировка. Постарше и послабее – в одну сторону, молодых – в другую. Все происходило как на рынке невольников. К Николаю подошел щеголеватый немец. Похлопал по широким плечам, груди, пощупал мускулы, осмотрел руки, приговаривая: «Гут, гут!». Конвоир вывел пленника из строя, распорядился посадить его в машину.
Водитель дал газ, и автомобиль покатился по горному серпантину. На одной из остановок шофер вылез из кабины, потоптался вокруг радиатора и направился к одиноко стоящему домику. Прошло десять минут. Водитель не появлялся. Николай осмотрелся: вокруг было тихо и безлюдно.
Бежать! Надо бежать! Он неслышно открыл дверцу и через виноградники кинулся в сторону гор. Бежал, не разбирая дороги…
Только потом Николай узнает, что оказался в далекой Италии, в провинции Павия, близ городка Годьяско.
Несколько дней беглец провел в горах. Оборванный, голодный, он случайно повстречал женщину. Итальянка несколько секунд внимательно смотрела на незнакомца, потом стала повторять одно и то же слово: «Партизан? Партизан?».
«Я – русский. Из Советского Союза. Русский!». Знаками она велела никуда не уходить и ждать ее на месте. Через некоторое время женщина появилась с пожилым мужчиной. Они привели Николая в свой дом, а когда пришла ночь, старик повел его еще дальше, в горы, к итальянским патриотам.
В бригаде «Капеттини»
На одной из партизанских баз Николай был представлен командиру отряда, которого все звали Анджело.
В горах Италии под свист пуль и грохот взрывов, пение у партизанского костра в короткие минуты отдыха итальянских песен и нашей «Катюши», ставшей гимном гарибальдийцев, под миску спагетти, которую он делил с товарищами по оружию, Дрогавцев постигал силу интернациональной солидарности. Это была суровая, но необходимая школа жизни, закалившая Николо (так называли его итальянцы) на всю оставшуюся жизнь.
Гарибальдийцы наносили по врагу удар за ударом. Они минировали дороги, нападали на обозы и колонны автомашин, жгли склады, взрывали рельсы железных дорог. И почти во всех операциях принимал участие русский Николо. Смелостью и бесстрашием он заслужил признательность бойцов, командиров и руководителей Итальянского движения Сопротивления.
В начале 1944 года фашисты всеми силами старались нейтрализовать действия партизан. Была предпринята карательная экспедиция, стянуты тысячи солдат, авиация и горная артиллерия. Для бригады «Капеттини» и отряда Анджело, в котором сражался Николай Дрогавцев, наступили тяжелые времена. Спасали только горы, знание труднопроходимых дорог и высокогорных районов Ломбардии.
Для прикрытия отхода отряда Николаю было поручено пулеметным огнем задержать фашистов на узкой горной дороге. Позиция была удобной для ведения огня. Дрогавцев не давал неприятелю высунуться изза поворота и выйти на этот участок дороги, выигрывая драгоценные минуты для отхода основных сил отряда…
Анджело смог увести свой отряд выше в горы, в район деревни КостаКавалерия. Николо, незаметно ускользнув от фашистов, дошел до деревни Петроговина, что находится недалеко от города Варци. Здесь он впервые встретился с бойцами чехословацкого партизанского отряда, который тоже входил в состав Гарибальдийской бригады. Командовал отрядом Петрик Франтишек. Он предложил Дрогавцеву перейти в их отряд, и Николо согласился, ведь из Чехии было ближе пробиваться на Родину.
Руководители Итальянского движения Сопротивления высоко оценили боевой вклад орловца, наградив его двумя высшими партизанскими знаками движения Сопротивления. А позже ему будет вручена «Гарибальдийская Звезда».
Продолжение следует.
Марина Самарина, член Союза журналистов России