Окончание. Начало – в № 8 от 3 марта 2017 года
Побег из концлагеря
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба узниц Эрувиля, но 8 мая 1944 года штаб советских партизанских отрядов, действовавших на территории Франции, совместно с бойцами французского Сопротивления организовал из лагеря побег.
Поздно вечером, когда на шахту прибыла ночная смена, в одиночку, по двое, по трое пленные начали незаметно выскальзывать из колонны и пробираться к лесу. Место сбора было установлено заранее. Там их ждали проводники — местные бойцы Сопротивления. В тот раз на свободу вырвались 37 женщин и 27 мужчин. Через двое суток, преодолев ночными переходами 70 километров, беглецы достигли главной базы советских партизан в лесу между городами Верден и БарлеДюк, где их ждали французские патриоты и бойцы советского партизанского отряда «Сталинград», командиром которого был Жорж — Георгий Пономарев.
Отряд «Родина»
У 37 бежавших из лагеря девушек появился шанс отсидеться в одной из французских деревень, набраться сил после нелегких испытаний, дождаться конца войны. Но бывшие узницы отказались от предложения французских патриотов, заявив, что в Советском Союзе на защиту своей Родины встают все: старики, женщины и даже дети. Вскоре в лесах Вердена был создан женский партизанский отряд «Родина».
Это было единственное женское подразделение французского Сопротивления. Самостоятельным подразделением отряд вошел в интернациональную бригаду, действовавшую в лесистом районе близ города КлермонФернан. Надежду Лисовец, как старшую по возрасту, выбрали командиром отряда, Розалию Фридзон – ее заместителем.
При построении в торжественной обстановке каждая из его участниц произнесла клятву: «Выполняя свой долг перед Родиной, я обязуюсь честно и самоотверженно служить интересам французского народа, на чьей стороне я защищаю интересы своей Родины. Всеми силами я буду защищать моих братьевфранцузов в борьбе против общего врага — немецких оккупантов».
Довольно быстро отряд получил четкую структуру: боевая группа, санитарное и хозяйственное отделения.
Санитарное отделение во главе со старшей медицинской сестрой Марией Андриевской лечило раненых и больных партизан советских отрядов. С этой целью были оборудованы специальные палатки. Тяжелораненых партизан удавалось размещать на квартирах французских патриотов и в ближайших селах, где их оперировали и лечили французские врачи. На женщинах лежала ответственность за выхаживание раненых, стирку белья, приготовление пищи.
В боевой группе
Нина Агошкова и ее боевые подруги вели разведку в ближайших селах, наблюдали за движением по шоссейным и железным дорогам, передвижением по ним фашистских воинских подразделений.
Железнодорожный мост сильно охранялся. Как к нему подступиться? Предстояло найти подходы. Несколько дней занимались этим патриотки. Идет или едет на велосипедах парочка этаких смазливых «француженок» – кто обратит внимание? А «француженки» улыбаются, чтото болтают веселое. Раз, другой проедут или пройдут мимо моста. После Нина Агошкова докладывала в штабе, что видели и узнали разведчицы. Нина в паре с Еленой Кабановской частенько наведывалась в КлермонФернан, девушки завели знакомства с местными жителями. Через них они и узнали, что гитлеровцы снаряжают обоз с оружием и продовольствием. Девчонки выведали его маршрут. Штаб отряда принял решение устроить засаду на лесной дороге. Вместе с французским отрядом девушки приняли участие в боевой операции. Две из них— Лия Русакова и Варвара Смирная – погибли.
Совместно с партизанами отряда «Свобода» и его командиром И.Ф. Самариным провели операцию по освобождению из тюрьмы 47 французских патриотов и двух советских партизан, приговоренных фашистами к смертной казни. Первую часть операции – установить точное место нахождения заключенных патриотов, режим содержания, систему охраны было поручено выполнить отряду «Родина». О храбрых советских женщинах знала вся сражающаяся Франция. После освобождения страны женский партизанский отряд прошел в боевом строю бойцов Сопротивления отдельной колонной. Правительство страны, за которую они сражались, наградило женщин Французскими Крестами, а Надежда Лисовец и Розалия Фридзон были удостоены званий лейтенантов французской армии.
После войны
Сколько же было радости, когда в 1945 году Нина Агошкова, как и ее боевые подруги, вернулась на Родину! Жизнь, несмотря на урон, нанесенный войной, продолжалась, и молодость брала свое. В жизни Нины появился Валериан Соломатин. Сильный, властный, красивый. Они познакомились еще во Франции. Валериан был командиром партизанского отряда «Парижская коммуна», он тоже сражался во французском Сопротивлении. Несколько ярких, как пламя огня, мгновений счастья. Так получилось, что вскоре Нина и Валериан расстались. В 1948 году родился их сын Олег. Она решила больше замуж не выходить. Никогда.
Всю жизнь Нина Афанасьевна проработала в сфере торговли. В ее трудовой книжке много записей о поощрениях и благодарностях. На пенсию вышла в 1991 году.
Она умерла на 86м году жизни августовским днем 2010 года. Прах Нины Агошковой покоится на Афанасьевском кладбище.
Она прошла нелегкий жизненный путь, достойный похвалы, уважения и преклонения.
Мемориал в городе Тиль
В 2015 году жители Тиля бывший вход в шахту Тьерселье превратили в мемориал. На стене строгого павильона установили мемориальные доски с надписью на французском и русском языках: «В память о советских женщинах, жертвах нацистского варварства, погибших от истощения или под обвалом на принудительных работах в шахте. В память об узницах концлагеря, совершивших побег 8 мая 1944 года, образовавших единственный во Франции женский партизанский отряд «Родина», сражавшийся за свободу во французском Сопротивлении».
Французы не забыли советскую «Родину».
Марина САМАРИНА, член Союза журналистов России
Фотографии из семейного архива Н.А. Агошковой