Про валидаторы и транспортные карты
На февральской сессии Орловского городского Совета депутаты рассмотрели вопрос об улучшении транспортного обслуживания населения.
На это подвигли неоднократные критические публикации в СМИ, явившиеся, по существу, фиксацией массовых жалоб пассажиров. Граждане говорят о частых сбоях в работе электронных проездных билетов. Реакция водителей в случае непрохождения платежа предсказуема и пряма как лом: они отказываются везти обладателей таких проездных, высаживая тех на улицу. В том числе и детей.
Между тем в инструкции по порядку оплаты и проверки баланса электронной транспортной карты АО «РИЦ Орловской области» даются подробные разъяснения относительно подобных ситуаций.
В частности, здесь написано, что на экране терминала (валидатора) должна быть надпись «В работе». Карту нужно удерживать дветри секунды без движения, нельзя изгибать или смещать. И самое главное: появление на экране надписи о любой ошибке (в том числе «Карта не читается») ОДНОЗНАЧНО свидетельствует об исправности карты. Нужно требовать фиксации проезда.
И только при отсутствии какой бы то ни было реакции терминала необходимо обратиться в РИЦ для выяснения причин неисправности карты.
Если исходить из логики АО «РИЦ» (а именно эта компания отвечает за внедрение, эксплуатацию и сопровождение валидаторов и транспортных карт), любые ситуации с нечитаемостью транспортной карты – это проблема компании и перевозчиков. Но не пассажира, который заплатил деньги и получил электронный проездной.
Требует доработки
На сессии выступил депутат Иван Дынкович, заметивший, что решением горсовета была утверждена система электронных транспортных карт, которая должна обеспечивать удобство и улучшение транспортного обслуживания населения. Однако практика уже первого месяца работы показала, что эта система требует серьезной доработки.
Депутат перечислил основные вопросы, с которыми обращались к нему жители Орла. Так, не в каждой маршрутке пробивают подтверждающие оплату чеки. Многие водители не скрывают раздражения при просьбе пассажира подсказать, как правильно прикладывать карту к валидатору. Не ясно, можно ли передавать неперсонифицированную транспортную карту другим гражданам. На что рассчитывать при поломке транспортного средства – на возврат денег или на продолжение движения в другом автобусе без оплаты?
Пока на эти и другие претензии ответ один: «Подождите, механизм еще не выработан».
Масла в огонь подлил и руководитель муниципального трамвайнотроллейбусного предприятия Александр Коровин. Он подсчитал, что при выстроенной сегодня системе тарифов ТТП должно было бы получать 20–21 млн рублей в месяц. Однако многие кондукторы и водители, по его словам, докладывают, что в течение смены в их транспортном средстве не срабатывают от 30 до 60 электронных проездных. В результате предприятие зарабатывает 15,7 млн, тогда как только на зарплату нужно 18,7 млн. Александр Коровин назвал это крахом. По его мнению, не наведя порядок в этой сфере, мы ставим муниципальные транспортные предприятия на грань банкротства.
Объяснения представителя РИЦ, что, дескать, любая техника не свободна от недочетов, а граждане могли испортить транспортную карту, отправив ее в стиральную машинку, выглядели, мягко говоря, неубедительно.
Вопросы и ответы
Разговор на февральской сессии возник не на пустом месте. Еще 19 декабря 2016 года депутат Иван Дынкович обратился в администрацию Орла с официальным письмом, в котором запрашивал информацию о количестве жалоб и обращений граждан по поводу отказов транспортной карты; о мерах воздействия на водителей и владельцев маршрутных автобусов при подтверждении фактов; об инструкции для водителей, регламентирующей их действия в случае, если валидатор не срабатывает.
В официальном ответе от 16 января 2017 года администрация сообщила, что за период с 1.12.2016 г. по 28.12.2016 г. поступило 19 таких обращений. Ведется определенная работа с перевозчиками и водительским составом. Совместно с АО «РИЦ Орловской области» рассматривается вопрос о внесении изменений в соответствующее постановление городской администрации с целью более оперативного разрешения возникающих споров между водителями и пассажирами. Инструкция для водителей, разъясняющая порядок пользования валидатором, передана всем перевозчикам.
20 февраля текущего года депутат Дынкович снова обратился в администрацию за информацией о ситуации на транспорте. Он также просил рассмотреть возможность установки на валидаторы программного обеспечения, позволяющего выдавать чек с ошибкой в случае непрохождения платежа: по его мнению, это будет свидетельствовать об исправности транспортной карты, как и гласит инструкция. Депутат ждет ответа и рассчитывает узнать о конкретных решениях.
А они на поверхности. Как считает Иван Дынкович, необходимо срочно, с участием всех заинтересованных сторон, разработать регламент или положение по условиям и правилам оплаты проезда с помощью транспортной карты. Такие уже есть в Туле, в Московской области и других регионах. В них подробно прописаны процесс бесплатной замены карт со скрытым дефектом и порядок проезда при неисправном считывающем устройстве.
Депутаты решили вернуться к вопросу об устранении недостатков в работе электронных проездных на мартовской сессии.
Александр СЕМЕНОВ