Как развивать внутренний туризм на Орловщине, что интересно гостям и какие идеи можно реализовать, чтобы было больше поводов для посещения региона, – об этом и многом другом рассказал руководитель компании «Сафари» Игорь Савушкин
Начало
Развитием туризма в Орле и области супруги Савушкины занимаются с 2010 года. Они выбрали направление по душе — активный отдых на природе, пешие походы, сплавы на байдарках, велосипедные и лыжные прогулки. Идея состояла в том, что люди даже без особой подготовки могут взять в аренду снаряжение и под руководством опытных инструкторов пойти в поход.
Изначально у Савушкиных был только небольшой офис, минимум снаряжения и максимум энтузиазма. Затем на речке Нугра появилась туристическая база с одним стареньким домиком. Со временем удалось построить там новый гостевой дом, баню, приобрести дополнительное оборудование, и, главное, огромный опыт.
Недавно семейное дело Савушкиных было отмечено дипломом «За успехи в развитии туризма — туризм в регионе» на XX Международной премии «Лидеры туриндустрии2016». И уже можно с уверенностью сказать, что в отрасли внутреннего туризма и всего, что касается его развития, основатели компании «Сафари» разбираются.
На ровном месте
– Как известно, Орловский край находится на равнине, ни горами, ни морями похвастать мы не можем, поэтому первый вопрос, который возникал при словосочетании «туризм в Орле»: а зачем? Зачем сюда приезжать, что здесь смотреть? Но оказалось, что ответы на эти вопросы всетаки есть, – утверждает Игорь Савушкин.
В компании «Сафари» решили, что надо создавать такие туры, в которых соединяются сразу несколько элементов. Это физическая активность, экскурсионная познавательная часть и развлекательная составляющая. Если подробнее, то, допустим, велосипедный майский тур включает в себя: прогулку на велосипедах по разработанному маршруту с посещением исторических мест, таких как древнее городище, Кривцовский мемориал, усадьба Телегиных. А после маршрута — отдых в гостевом доме. По такому же принципу построены туры на байдарках, пешие экскурсионные туры по Орлу, туры, посвященные праздникам — новогодним, масленичным, майским гуляньям и так далее.
Эта идея работает довольно успешно.
– Именно за комплексом мероприятий люди и приезжают. Их надо немножко физически утомить, рассказать интересную историю, вкусно накормить и дать хорошо отдохнуть. Именно из этого складываются положительные впечатления, эмоции, за которыми гости хотят возвращаться и приглашают с собой друзей.
Московский интерес
В основном, в Орел за активным отдыхом приезжают туристы из Москвы, это примерно 95% клиентов «Сафари». Изначально делался упор на орловцев, но желаемых результатов это не дало, пришлось искать другие возможности. Стало понятно, что сравнительно небольшое расстояние до Москвы может существенно расширить клиентскую базу, и данный подход дал свои плоды. Сейчас на орловские туры приезжают около 1000 человек в год и это можно назвать определенным достижением.
– Для орловских туристов мы предлагаем, в основном, туры, посвященные корпоративным мероприятиям, такие пользуются спросом у организаций, желающих поощрить своих сотрудников.
Междугородняя конкуренция
Основными конкурентами «Сафари» в отрасли внутреннего туризма являются компании, которые работают в таких городах, как Тверь, Владимир, Тула, Калуга.
– Это мы к Орлу сильно стараемся привлечь внимание. В городах, которые ближе к Москве, внутренний туризм – уже вполне развитая отрасль экономики. У нас, можно сказать, все только начинается. И работы предстоит много.
Вместе с тем открываются и новые возможности. В следующем году грядет празднование 200летия со дня рождения И.С. Тургенева. Уже в апреле этого года в Орле пройдет значимое для отрасли событие – фестиваль «Русский путешественник» (подробно об этом событии «Орловская городская» писала в № 12 от 31 марта). К слову, в фестивале должна принять участие и компания «Сафари» с демонстрацией специально разработанного маршрута.
Перспектива
– Я считаю, что для развития внутреннего туризма в Орле понадобятся комплексный подход и слаженная работа всех заинтересованных сторон. Прежде всего, на всех уровнях стоит, наконец, признать, что туризм – это всетаки отрасль экономики и к ней нужно относиться серьезно, продумывать все детали. Например, как организовать проезд экскурсионных автобусов к «Дворянскому гнезду», когда даже одному автобусу там развернуться сложно. Именно из таких деталей и складывается общее впечатление. Туристам сейчас нужна не только хорошая программа, осмотр достопримечательностей, но и комфортные условия. Работникам отрасли тоже предстоит поработать над самосовершенствованием. Важно даже то, как водитель того же автобуса общается с гостями, курит ли в салоне или заботится о пассажирах. Важно, как менеджеры встречают гостей, допустим, на вокзале, отвечают ли на все вопросы и просьбы или порой игнорируют. Так что всем коллегам, работающим над развитием внутреннего туризма, хотелось бы пожелать не унывать, а усердно работать над результатом, – говорит Игорь Савушкин.
И конечно, руководитель «Сафари» надеется, что средства, выделенные на празднование 200летия со дня рождения И. С. Тургенева, будут использованы максимально эффективно, удастся реализовать действительно интересные и важные проекты, которые станут очередными маячками для туристов.
Вероника Иконникова