С 28 апреля вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, которые устанавливают приоритет натурального возмещения над денежной выплатой.
О том, как теперь будут строиться взаимоотношения страховых компаний и автовладельцев в случае ДТП, «Орловской городской газете» рассказал управляющий Отделением Орел ГУ Банка России по ЦФО Юрий Мишустин
– Юрий Васильевич, на кого рассчитаны новые правила, кого из автовладельцев они затрагивают?
– Новые правила будут действовать только для новых договоров ОСАГО и в отношении автомобилей, зарегистрированных в Российской Федерации и принадлежащих гражданам. А основная цель нововведений – улучшение качества клиентского сервиса при урегулировании убытков.
– Возможно ли теперь после аварии получить возмещение деньгами?
– Да, в законе напрямую установлены такие случаи. В их числе – полная гибель транспортного средства, когда его просто невозможно восстановить. Или если авто нанесен ущерб, размер которого превышает установленный законом лимит страховой выплаты в 400 тыс. рублей. Денежное возмещение будет возможно также в случаях причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в ДТП, а также повлекшему инвалидность или даже летальный исход. В этих ситуациях бывает важнее потратить положенную выплату на восстановление здоровья или на решение насущных проблем.
– Сможет ли автовладелец сам выбрать станцию техобслуживания (СТО) для проведения ремонта после ДТП?
– Такой выбор будет еще на этапе заключения договора ОСАГО. Страховая компания обязана предложить автовладельцу список всех возможных СТО, с которыми у страховщика заключены договоры. Такой перечень, с указанием адресов места нахождения СТО, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться. То есть еще до заключения договора ОСАГО автовладелец сможет сам провести своеобразный мониторинг, сравнить сайты разных страховщиков, список станций техобслуживания, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант.
– Допустим, произошло ДТП. Каковы теперь действия владельца пострадавшего авто?
– После осмотра поврежденного транспортного средства и проведения независимой технической экспертизы страховая компания выдаст потерпевшему направление на ремонт в выбранный сервис с последующей оплатой выполненного ремонта. При этом СТО должна соответствовать законодательно установленным требованиям к организации ремонта. Так, сроки проведения ремонта – максимум
30 рабочих дней, доступность места проведения восстановительного ремонта – не более 50 км от места жительства потерпевшего или от места ДТП до места ремонта. Предусмотрена также обязательность сохранения гарантийных обязательств для автомобилей не старше двух лет: их ремонт должен производиться у официальных дилеров.
– А сможет ли автовладелец отремонтировать автомобиль в сервисе по своему выбору?
– Только по согласованию со страховщиком. Для самостоятельной организации ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховой компании нет договора, надо будет получить письменное согласие страховой. В заявлении необходимо будет указать полное наименование выбранной СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.
– Будут учитывать при этом износ деталей и агрегатов или нет?
– Дискуссия по этому поводу была долгой. В итоге законодатели пришли к следующему решению: в отличие от денежной выплаты при осуществлении восстановительного ремонта поврежденного авто, не будет учитываться износ деталей и агрегатов. Есть еще одно важное изменение – запрет на запасные части, бывшие в употреблении. Это допускается только по соглашению между страховщиком и автовладельцем. Например, когда речь идет о ремонте автомобилей, на которые уже не выпускаются новые запчасти.
– Существует ли гарантия на произведенный авторемонт?
– Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет шесть месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев. Ответственность за качество и сроки ремонта несет страховая компания. При выявлении недостатков ремонта автовладелец указывает их в акте приемапередачи при получении транспортного средства от СТО и обращается с заявлением к страховщику.
– А если ремонт затянется свыше положенных 30 дней?
– Если возникнут проблемы, то нужно обращаться с претензией к страховщику. Он обязан рассмотреть жалобу в соответствии с установленным регламентом. Сейчас готовится новая редакция правил страхования, в которой эти требования по организации ремонта будут закреплены. За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик будет наказан неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.
– Как будут наказывать страховые компании в случае нарушения новых правил ОСАГО?
– Если страховая компания в течение одного года неоднократно нарушала обязательства, включая обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта, Банк России имеет право ввести запрет страховщику на натуральное возмещение по ОСАГО. Если страховщик не может организовать проведение качественного ремонта и у него нет договоров со СТО, которые соответствуют требованиям, то он продолжит осуществлять возмещение в денежной форме.
Людмила Федосова