Среди тысяч орловцев, которые выйдут 9 Мая на шествие «Бессмертного полка», будет и дочь Героя Советского Союза Петра Труханова
Был трудный бой…
Двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий 28 июня 1944 года Москва салютовала войскам 2го Белорусского фронта, «форсировавшим Днепр и овладевшим городами Могилев, Шклов и Быхов».
Над руинами этих городов тоже звучали ружейные залпы, но командир пулеметного расчета одного из полков 380й Орловской стрелковой дивизии старший сержант Петр Труханов их не слышал. С тяжелыми ранениями он лежал без сознания в полевом медсанбате, а его подвиг уже стал легендой, которую пересказывали очевидцы.
Днем раньше, 27 июня, расчет Петра Труханова получил приказ форсировать Днепр. Вражеские укрепления здесь состояли из мощных оборонительных рубежей, связанных между собой ходами, надолбами и колючей проволокой.
Петр Труханов не стал грузить свой «максим» на большой понтон, а воспользовался автомобильным баллоном. Под градом пуль и снарядов он одним из первых добрался до противоположного берега и стал прикрывать переправу основных сил. Но неожиданно «залаял» замаскированный вражеский дзот. Труханов открыл по нему огонь. Дзот ненадолго замолчал, но когда снова заработал, то от его огня весь пулеметный расчет погиб, а командир получил ранение. Истекая кровью, Труханов продолжал обстреливать огневую точку врага. Когда кончились патроны, бесстрашный сержант из последних сил двинул пулеметом в амбразуру и, теряя сознание, упал на него, крепко прижав к щели левым плечом. Дзот навсегда замолк, а рота сумела занять важный рубеж обороны. За этот подвиг Петр Труханов был представлен командованием к званию Героя Советского Союза.
Орловский Матросов
Так его назвали журналисты, которые после войны сумели разговорить героя и через фронтовую историю конкретного солдата рассказать читателям, какой ценой досталась победа.
На фронт Петр Труханов ушел вместе с частями, освободившими Орел в августе 1943 года. В составе пулеметного расчета участвовал в освобождении Киева, городов Украины, Белоруссии. Два ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны I степени, боевые медали – свидетельства личного мужества и храбрости. После очередного ранения, полученного под Могилевом, сумел добиться назначения в свой полк, с которым воевал и на территории Польши. Здесь в апреле 1945 года в боях за город Данциг Труханов был ранен в пятый раз и победу встретил в госпитале.
– Дома отец почти не рассказывал нам о войне, – вспоминает Людмила Петровна Докукина. – Если и говорил, то в основном об однополчанах – живых и погибших. Молчала и мама, Екатерина Ивановна. О том, как семья выжила в оккупации, мне по детским своим воспоминаниям рассказывала старшая сестра Галина, которая родилась в 1937 году. Папа тогда работал газосварщиком на заводе «Текмаш». Он имел бронь и мог бы эвакуироваться с заводом, но помешали семейные обстоятельства. Новая власть мобилизовала его в железнодорожное депо. Уже из послевоенных газет семья узнала, что по заданию подполья железнодорожники неоднократно устраивали небольшие, но ощутимые для оккупантов диверсии, в которых принимал участие и Петр Труханов.
Отцовские уроки
– «Бессмертный полк» – это живая, жизненная акция, это самый трогательный и верный способ сохранить связь времен, – говорит Людмила Петровна. – В прошлом году я впервые в ней участвовала и плакала от гордости за поколение отца. Меньше всего фронтовики думали о славе и почестях, просто делали выпавшую на их долю работу: защищали свою страну, свой город, семьи, детей. И мы обязаны это помнить и внукам своим завещать эту память.
При жизни Петр Степанович вряд ли разрешил бы выносить на люди свой парадный портрет – был очень скромен в этом отношении.
– Однажды, еще дошкольницей, я подобрала под лавочкой в сквере Танкистов детскую сумочку, – вспоминает Людмила Петровна. – Поделилась радостью с папой, а он строго велел отнести сумочку назад и впредь никогда не брать чужого.
Не терпел «несунов» и на службе, когда, выйдя на пенсию, еще 12 лет проработал в военизированной охране завода «Текмаш». Нечистые на руку знали это и в смену Труханова даже не пытались рисковать.
Ноев ковчег
Он и сам никогда не претендовал на лишнее. Дочь вспоминает историю с новосельем. В 1959 году семье Трухановых от железной дороги, где с 1945 года до пенсии трудился Петр Степанович, выделили в новом доме на улице Привокзальной, 6 квартиру. Как Герою Советского Союза ему предоставили право самому выбрать на этаже лучшую. Он выбрал двухкомнатную. На недоуменный вопрос жены ответил, что трехкомнатная больше подойдет семье коллеги, где ждут третьего ребенка. Так и прожил здесь до самой кончины. Вот уже десять лет на доме висит мемориальная доска, напоминающая о знаменитом жильце, которого не стало в 1992 году.
Жили в квартире «Ноевым ковчегом»: бабушка, родители и четверо несовершеннолетних детей. А еще кошка, черепаха, хомячки, одно время – даже ежик. Хозяин всегда жалел животных, но самой большой его любовью были певчие птицы. При нем с весны до поздней осени на всех окнах распевали щеглы, и для фронтовика это была самая лучшая музыка.
Если дед – герой
Пятерых детей вырастили Трухановы. Всем дали образование, вывели в люди. Давно стали взрослыми семеро внуков, создали семьи, растят своих детей.
Старший внук Петра Степановича Сергей Докукин перенял лучшие черты деда. И на его поколение выпала война: служил в Чечне и всегда помнил наказ дедагероя: «В бою всегда будь впереди, осколки летят на задних».
Теме подвига и фронтового братства внук посвятил немало стихотворений, бережно собранных мамой в два скромных сборника. Есть в них и строки о дедушке и других мужчинах большого разветвленного рода Трухановых, которых Сергей охарактеризовал так: «Наш дух железом не пробьешь!». Скоро эти слова научится выговаривать и самый младший из рода Трухановых – правнук героя и его тезка – двухлетний Петр Андреевич Труханов. Будет хорошая погода – малыш с родителями тоже примет участие в марше «Бессмертного полка».
Валентина Новошинская