Мне невероятно повезло принять участие в Международном Ванзейском семинаре педагогов России в Берлине. Это большая удача, которая может случиться в жизни далеко не каждого работника образования.
Программа семинара для делегации из 12 человек, сформированной НПЦ «Холокост», была представлена лекционными и практическими занятиями с позиции проблемного изложения многогранных аспектов в изучении и преподавании истории Холокоста.
Дом-музей Ванзейской конференции
Основная часть учебных мероприятий проходила в Домемузее Ванзейской конференции в Берлине.
Впечатляет сама атмосфера этого места: уютная, утопающая в садах вилла Марлир, расположенная на берегу живописного озера Ванзее. Вообще, вилла Марлир, построенная в загородном элитном районе в 1915 году торговцем Эрнстом Марлиром, была местом для собраний и конференццентром эсэсовцев с 1941 до 1945 годов. Еще в начале ХХ века дом на озере привлек внимание немецкой элиты. Здесь отдыхали и лечили нервы воины Третьего рейха. Здесь же — в абсолютной тайне — 20 января 1942 года прошла так называемая Ванзейская конференция – совещание представителей правительства и руководителей нацистской партии Германии, где были определены пути и средства «окончательного решения еврейского вопроса».
До рокового совещания «нежелательные» уже высылались и уничтожались по всей Европе под руководством Рейнхарда Гейдриха (начальника Главного управления имперской безопасности) и Адольфа Эйхмана (эксперта по депортации), но нацисты надеялись, что эта конференция поможет оптимизировать процесс. Последующий Ванзейский протокол «разложил все по полочкам» с поразительным бесстрастием и прозрачностью. С тех пор та встреча вошла в историю как Ванзейская конференция.
В настоящее время здесь мемориальный и образовательный центры, подробно раскрывающие историю, механизмы и обстоятельства уничтожения европейских евреев в зоне влияния фашистской Германии.
Открылся мемориал 20 января 1992 года в день 50й годовщины конференции. Постоянная выставка прослеживает хроники событий, приведших к этому ужасающему мероприятию, начиная с 1933 года.
Музей включает три зоны. На первом этаже экспозиция озаглавлена как «Ванзейская конференция и истребление европейских евреев». Эта выставка посвящена фактам, приведшим к Холокосту.
В ходе экскурсии, проводимой Александром Клиймуком, мы ознакомились с документальными материалами, рассказывающими о положении евреев до Ванзейской конференции, и как кардинально изменилась их жизнь после принятия одного из бесчеловечных решений ХХ века, предусматривающих уничтожение целого народа. Экспозиции представляют своего рода трансформацию «норм» антисемитской направленности по отношению к евреям через трагизм их исторической судьбы. Специфика подачи информации интересна тем, что ставится акцент не на шокирующих фактах, а на их вдумчивом осмыслении.
Александр Клиймук рассказал о том, как центр работает со школьниками. Для меня было чрезвычайно интересно знакомство с современной образовательной технологией – «взаимная экскурсия». Участникам предлагается самостоятельно изучить определенный раздел экспозиции и подготовить для других экскурсантов краткий обзор раздела, основываясь на наиболее значимых, по их мнению, экспонатах.
Методика дает возможность научить школьников работать с различными источниками информации, фотографиями как свидетельствами событий, развивает коммуникативные способности школьников, заключает в себе огромный воспитательный потенциал и мотивацию к более глубокому исследованию темы.
Этот подход будет использоваться мною в образовательном пространстве нашего школьного музея «Зеркало истории», транслирован педагогам орловского региона.
Музей имеет сайт, http://www.ghwk.de/ru.html, в том числе, на русском языке. Здесь дана вся информация о Ванзейской конференции, а также опубликован ее протокол.
Еще один методический прием, который я буду обязательно использовать в своей работе, – это «Лента времени», лежащая в основе семинарского занятия Рут Пройссе «Педагогическая программа Домамузея Ванзейской конференции. Обхождение с темой националсоциализма после 1945 года». Идея заключена в необходимости вспомнить и расположить на «Ленте времени» основные события истории Холокоста, начиная от прихода Гитлера к власти до окончания Второй мировой войны, что позволяет представить исторические события во временном пространстве и способствует, тем самым, установлению причинноследственных связей.
Принципиально новым для меня явилось практическое занятие с документами из архива Международной службы розыска в Бад Арольсене (Элизабет Швабауэр), где созданы картотека тех, кто в первые послевоенные годы находился в лагерях для перемещенных лиц, и база на тех, кто проходил лечение в лазаретах лагерей. Работа с архивными документами для нашего школьного музея представляет ценнейший источник информации, позволяет расширить поле исследовательской и проектной деятельности лицеистов в изучении судеб миллионов людей: угнанных на принудительные работы в Германию и военнопленных.
Ключевым событием семинара стало представление опыта работы педагогов России: как организованы изучение, сбор краеведческих материалов, сохранение памяти о Холокосте в регионах нашей страны. Обмен опытом и идеями о перспективах преподавания темы Холокоста в образовательных организациях России позволил каждому участнику поновому посмотреть на итоги собственной работы, а самое главное – спроектировать для себя дальнейшую стратегию в преподавании данной темы.
В плане расширения историкокультурной компетентности в вопросах истории Холокоста особенно сильные драматические впечатления оставили места памяти.
Марина Самарина, преподаватель лицея № 18, руководитель музея «Зеркало истории»
Продолжение следует.