Часть II. Продолжаем публиковать рассказ орловской учительницы, принявшей участие в Международном Ванзейском семинаре педагогов России в Берлине
Центр «Топография террора»
Мы посетили информационно-выставочный центр «Топография террора», размещенный в так называемом «квартале гестапо» — на месте разрушенных зданий службы безопасности рейхсфюрера СС и штаб-квартиры государственной тайной полиции Третьего рейха. Комплекс представляет собой целую группу экспозиций, мемориалов, выставок под открытым небом, сохранившихся административных зданий Третьего рейха, подвалов и фрагментов Берлинской стены.
Особый интерес вызвала лекция Себастьяна Герхарда, который вместе с нами пытался ответить на проблемные вопросы: почему и как происходило формирование тоталитарной машины в Германии? Кто виноват? Как это оценивать и обсуждать с современной молодежью? При этом экскурсовод опирался на богатый материал, собранный в музее: документы, письма, газетные статьи, агитационные плакаты и фотографии периода с 1933 по 1945 год, за который ведомством Гиммлера в концлагерях были уничтожены миллионы людей. На черно-белых фотографиях – коммунисты, отсидевшие за свои левые взгляды в концлагерях и выжившие в этом аду, евреи, французы, русские, немцы, в том числе и будущий лидер ГДР Эрих Хонеккер.
Выставка устроена просто, по принципу развернутой книги: большие стенды с крупными копиями фотографий, с разъяснительными текстами, картами и схемами, на столах — факсимиле документов: приказы, отчеты, циркуляры, директивы, также несколько мониторов с хроникальным видео. Материалы объединены в пять основных разделов: нацистский захват власти, учреждения террора (СС и полиция); террор, преследования и холокост в рейхе, СС и Главное управление имперской безопасности на оккупированных территориях в послевоенный период.
Посещаемость музея – более половины миллиона человек в год.
Я размышляла, стоит ли писать об этом. Возможно, мои взгляды не найдут поддержки. Но я думаю, что многие посетители из стран бывшего Советского Союза могут быть разочарованы и удивлены тем, какую фотографию Знамени Победы мы увидели в экспозиции. Это не красный флаг, а флаг США. Десятки стендов, посвященных геноциду евреев, стенды с бесчинствами фашистов в Польше, Франции и других странах. Мы не увидели документов и фотографий об убийствах белорусов, русских или украинцев. Единственный стенд, посвященный советским людям, – с информацией о насилии наших военных над жительницами Германии и Берлина, с фотографией советских солдат, один из которых пытается что-то спросить у женщины в Берлине. В целом создается впечатление, что освободителями Европы в единоличном порядке являются американцы.
Вход в музей бесплатный, русского аудиогида или же информационных табличек на русском языке нет.
Грюневальд и мостовые Берлина
Большое впечатление произвело посещение бывшей товарной станции Грюневальд на окраине Берлина, откуда с октября 1941 г. уходили эшелоны с евреями столицы Германии «на Восток». Вдоль платформы – плиты с датой отправки, местом назначения и количеством депортированных евреев. Последний вагон с 18 евреями был отправлен отсюда в Терезиенштадт 27 марта 1945 года.
На платформе установлена памятная доска о жертвах холокоста. Заголовок на иврите гласит: «В память о жертвах холокоста». В переводе на русский: «В память о десятках тысяч еврейских жителей Берлина, которые с октября 1941 по февраль 1945 г. отсюда были депортированы в лагеря смерти и убиты немецко-фашистскими палачами».
Мостовая Берлина тоже хранит историю: прямо в брусчатку вмонтированы маленькие металлические пластины «штольпернштайнеры», что дословно переводится как «камень преткновения». На них выбиты имена жертв нацистского режима, которые жили в этих домах, и именно отсюда их забрали в подвалы гестапо, в концлагеря. О такой «камень» может споткнуться спешащий прохожий и задуматься о том, что происходило, когда у власти были нацисты.
Музей «Берлин – Карлсхорст»
В германо-российском музее «Берлин – Карлсхорст» особое впечатление произвел зал, где был подписан Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии. Принцип построения экспозиций в данном музее иной, нежели в музее Дома Ванзейской конференции. Акцент экскурсоводом музея Викторией Рябовой был сделан на таких темах, как «Немецкие военнопленные в Советском Союзе», «Советские войска в Германии», «Советские военнопленные», «Оккупация советских территорий». Представленные в экспозиции биографические портреты повествуют посетителю в персонализированной форме, что означала война для отдельного человека. Несомненным техническим плюсом в организации экспозиций является оснащение залов особой аудиовизуальной формой представления материала с экраном и использованием наушников. Оформленная экспозиция музея учитывает и тот факт, что в различных культурах воспоминаний о войне утвердились две даты капитуляции – 8 и 9 мая 1945 года.
Музей «Берлин – Карлсхорст» курируется как Федеративной республикой Германия, так и Российской Федерацией, благодаря чему его экспозиции располагают подробной документальной информацией с обеих сторон. Кроме того, сама идея подобного партнерства подразумевает важнейшую цель, которую преследует музей, – взглянуть на это событие как на совместную историю, как на опыт, который спустя семьдесят лет способен не столько разделить, сколько объединить две страны.
Марина Самарина, преподаватель лицея № 18, руководитель музея «Зеркало истории»
Продолжение
следует.