Безналичная форма оплаты проезда близка к внедрению в Орле
Электронные проездные билеты на поездки в городском общественном транспорте, грядущее появление которых сейчас так активно обсуждают, на самом деле уже вступили в действие с 1 июня 2015 года. В первую очередь, для льготных категорий граждан – пенсионеров по старости, не получающих каких-либо дополнительных выплат из федерального и регионального бюджетов, а также для орловских школьников и студентов.
Кроме того, жители Орла могут без проблем приобрести электронные общегражданские проездные стоимостью 500 рублей на один вид транспорта и 600 рублей на два вида или билеты для организаций за 800 рублей.
Минусы и плюсы
Как сообщил председатель городского комитета транспорта и связи Вадим Ничипоров, в администрацию не поступало жалоб от пассажиров на какие-либо неудобства в связи с приобретением и использованием электронного проездного. Не означает ли это, что данный формат расчетов устраивает тех, кто им уже пользуется, и заслуживает более широкого распространения?
Какие минусы электронных проездных можно упомнить? Единичные случаи, когда граждане неправильно прикладывают электронный проездной к считывающему устройству, делают это, не вынимая билет из кошелька, – рабочие моменты, разрешающиеся на месте.
Зато очевидный плюс, по достоинству оцененный и гражданами, и специалистами, проявился в период прокладки газопровода на Наугорском шоссе. Тогда в середине месяца временно закрыли движение троллейбусов. Люди стали задавать резонный вопрос: «Мы купили проездные на троллейбус – что теперь делать?». Ситуация разрешилась элементарно просто. Владельцы обратились к оператору, и каждому в течение нескольких минут проездной переформатировали с троллейбуса на автобус. То же произошло в связи с ремонтом путепровода на 1-й Курской. Люди, которые приобрели проездные на трамвай, без проблем изменили его на автобусный. С картонными проездными так не получится.
Еще один плюс: электронные проездные билеты являются персональными, с указанием фамилии владельца. При утере бумажного проездного ни о какой замене вопрос не ставится. Электронный же легко восстанавливают, блокируя утерянный.
Электронные билеты удобны и перевозчикам: они делают прозрачным движение денежных потоков и статистику пассажирских перевозок. Появляется объективная картина – сколько льготных пассажиров, за какое время и по каким маршрутам перевезено. Да и городские власти понимают, по каким маршрутам идут основные потоки льготных категорий граждан, какие компенсации из бюджета реально необходимы.
Какими они будут
Региональный информационный центр (АО «РИЦ») ставит амбициозные цели – в перспективе заменить электронными картами даже разовые бумажные билеты на всех видах общественного транспорта. Изучаются разные виды новых проездных. К примеру, транспортная карта в форме «электронного кошелька», пополняемая пассажиром (как телефон), в зависимости от потребностей и финансовых возможностей. Сбербанк выпустил зарплатные карты, которыми можно расплачиваться в торговых сетях. Они также могут использоваться при оплате проезда в общественном транспорте.
Принцип действия пластиковых карт может быть разнообразным. Например, чем чаще ездишь, тем дешевле стоимость каждой следующей поездки. Есть предложение сделать электронный проезд дешевле, чем за наличные. Возможно внедрение карт на определенное количество поездок, как практикуется в Москве.
А для гостей города и людей, пользующихся общественным транспортом в исключительных случаях, существует так называемая «дежурная карта водителя». Получив плату за разовую поездку наличными, водитель через карту фиксирует поездку.
Сегодня РИЦ просчитывает различные варианты. Главное, чтобы жителям было более выгодно использовать электронный (безналичный) платеж, нежели наличные.
Когда будут внедрять
Будет выбран оптимальный вариант, устраивающий пассажиров и перевозчиков, удобный с точки зрения внедрения. В городской администрации считают, что конкретное решение будет принято ориентировочно в марте-апреле.
Сегодня электронные проездные действуют на 15 льготных автобусных маршрутах из 49 и на всех маршрутах электротранспорта. Но, по большому счету, переход от наличности к безналичному расчету имеет смысл только при одновременном введении на всем общественном транспорте и для всех категорий пассажиров.
Для начала планируется наделить все автобусные маршруты предоставлением права льготного проезда после проведения аукциона перевозчиков, запланированного на февраль 2016 года.
Для этого в конкурсную документацию заложено условие – оборудовать все транспортные средства валидаторами. Стоимость считывающего устройства в диапазоне 25–30 тысяч рублей. Установка их сразу на 10–20 автобусов повлечет существенные затраты. Однако предполагается, что перевозчик сможет взять устройство в аренду (в том числе с правом выкупа) с относительно небольшими равными платежами. РИЦ, с которым у администрации города Орла заключено соглашение на внедрение электронных проездных билетов, готов рассмотреть любые варианты.
Кстати, по утверждениям специалистов, водители «оставляют» себе после смены минимум 200 рублей. Если у перевозчика десять машин, нетрудно подсчитать, во что ему ежедневно обходится отсутствие четкого контроля за количеством пассажиров.
Поездка же по электронному проездному гарантированно фиксируется, и перевозчик получает по итогам месяца субсидию за реальное количество льготников или обычных пассажиров. Сегодня городской и областной бюджеты расплачиваются на основании числа льготников, перевезенных каждым перевозчиком. До пятого числа РИЦ формирует расчет, до восьмого числа сверяет его с перевозчиками, затем расчет отправляется в администрацию и к 20-му числу перевозчикам выплачиваются из бюджета те средства, которые указаны в расчете. По уже отработанной схеме могут проходить и расчеты РИЦ с перевозчиками за остальные категории пассажиров.
Кое-что о конкурсе перевозчиков
Его задача – оптимизировать городскую маршрутную сеть: убрать дублирующие маршруты, сократить часть маршрутного транспорта, чтобы обеспечить безопасность движения, особенно на автобусных остановочных пунктах, где автобусы в буквальном смысле лезут друг на друга.
По условиям предстоящего конкурса в городе останутся 29 маршрутов из 49 имеющихся. Уберут те, что по существу дублируют друг друга. Сократится и количество машин: реальные потребности города составляют 262 маршрутки вместо 387 сегодняшних.
Александр СЕМЁНОВ