Накануне Дня славянской письменности, а также общероссийского Дня библиотек руководством Департамента культуры Москвы поддержаны произведения постоянных авторов «Орловской городской газеты» Виктора и Сергея Рассохиных. Книги авторов «Меч возмездия» и «Горе и слава Второй мировой» размещены на сайтах большинства библиотек административных округов столицы. Кроме того, по сообщениям министров образования и культуры Крыма и Архангельской области Н.Г. Гончаровой и В.А. Яничек, электронные версии книг орловцев вошли в программы дополнительного образования школ, вузов, библиотек, представлены в СМИ названных регионов России.
Поздравляя писателей-земляков с успехом, редакция «Орловской городской газеты» публикует статью, посвященную 125-летию со дня рождения авиаконструктора Н.Н. Поликарпова.
Знаменитого авиаконструктора, нашего земляка Николая Поликарпова называли королем истребителей
Официальная история достижений Поликарпова широко освещена в отечественных источниках и за рубежом. Однако в биографии одного из первых Героев Соцтруда и депутата Верховного Совета СССР есть своя ложка дегтя: трагическая цепь авиакатастроф, трения с режимом, репрессии в его конструкторском бюро задолго до войны – все это отображено историками недостаточно.
Борьба с «контрреволюционностью», стартовавшая в конце 20х годов, коснулась поликарповцев при проектировании истребителей И5 и И6. Внедрение бипланов в серию шло успешно и раньше поставленных сроков. Увы, сильнее замыслов авиастроителей и КПД моторов оказался… донос в ОГПУ. «Доброжелатель» упрекал сына священника, беспартийного авиаинженера в излишней расточительности и приверженности к «непролетарской школе» самолетостроения. Доносчик обвинил конструктора в проектировании «заведомо вредительских самолетов и пропихивании их в серию вопреки воле коллектива».
К тому времени за флагманом авиатреста стояли разработки и испытания Ил400, ПМ1, ДИ1, И3, ДИ2. В 1927м Николай, подгоняемый успехами зарубежных авиафирм, трудился с товарищами над У2, Р5, И6, Л2. Никто из них представить не мог, что их окрестят «вредителями»…
В результате анонимного пасквиля последовали обыск на квартире и арест 24 октября 1929 года. Его обвиняли как «участника контрреволюционной вредительской организации в авиапромышленности». Конструктор едва успел попрощаться с женой Шурой и дочерью Марианной – «черный ворон» умчал его на Лубянку…
К счастью для Поликарпова и пролетарских ВВС, расстрельный приговор заменили 10 годами исправительнотрудовых лагерей. После допросов и унижений в застенках Лубянки Николая ненадолго переводят отнюдь не в лучшие условия Бутырской тюрьмы, откуда вскоре он попадет в спешно организованное Особое КБ под надзором ОГПУ и лично И. Сталина.
Вспоминались родное село Георгиевское и Ливны, Орел, товарищи из духовной семинарии и 1й классической гимназии, учеба в СанктПетербурге. С тоской думал о жене, дочери. Каково им теперь? Волновался не зря: его жена Александра нигде не могла устроиться на работу изза ареста супруга. Родных Поликарпова спасла защита со стороны авиаторов и доктора А. Рауэра.
Из секретного КБ вылетит в небо на благо обороны Отчизны истребитель И5, одобренный на смотринах вождем. Очевидцы рассказывали, как после аплодисментов он с присущей ему издевкой спросил «шарашников»: «А вас здесь не угнетают?». И5 было выпущено 800 единиц…
Оценивая успехи авиастроителей, коллегия ОГПУ решила осудить его условно. И постановлением ЦИК СССР от 7 июля 1931 года на следующий день Н. Поликарпова освобождают по амнистии.
В дальнейшем наш земляк дорабатывал У2, Р5, И3, их модификации, проектировал штурмовики, истребители, разведчики, гидросамолеты, бомбардировщики. Он стал угрюмомолчаливым, излишне взыскательным, утратил юмор.
Во время испытания биплана И15 и моноплана И16 он подружился с Валерием Чкаловым, который лично обучал летать команду «короля истребителей». Все крылатые машины ЦКБ Поликарпова превзошли ожидания, став самолетами эпохи пятилеток, освоения Заполярья, Дальнего Востока, в ходе сражений в Китае, Испании, на ХалхинГоле, в Финляндии и в годы Великой Отечественной, стояли на вооружении ВВС не только РККА, но и флотов.
В годы войны Поликарпов бесконечно курсировал по маршруту Москва – Новосибирск и обратно: в Новосибирске располагался опытный авиазавод, на котором он был главным конструктором (на территории бывшего цирка).
Игнорируя первые признаки надвигающейся неизлечимой болезни, авиаконструктор радуется успехам «ночных ведьм», бивших немцев на У2, 606го авиаполка, отличившегося на Р5 под Москвой, ведет архив побед И16, И153 над «мессерами» и «фоккевульфами». Было чем гордиться: авиапромышленность СССР выпустила в сражения 6500 И15 в модификациях, 9450 И16, почти 4000 «Чаек», около 7000 Р5, 33 000 У2!
Черный негатив пережитого сократил жизнь подвижника отечественной авиации. 30 июля 1944 года 52летний Поликарпов умер от рака.
Профессор и доктор наук, он преподавал проектирование самолетов в МАИ. Главконструктор опытного авиазавода «Москва–Новосибирск», он до конца состоял в руководстве научнометодического совета в Главуправлении наркомата авиапромышленности, готовил книгу «Конструкция самолета».
Поликарпов не дожил до Победы, хотя приближал ее каждую минуту своей жизни разумом, воплощенным в оружии победителей.
Виктор и Сергей Рассохины,члены Союза российских писателей и организации «Флоту Быть!»