Вот и завершилась неделя, в ходе которой Орел был даже назван театральной столицей — такие страсти кипели в эти дни на подмостках его театров.
И, прежде всего, на большой и малой сценах «Свободного пространства», где и состоялись основные мероприятия VII-го Международного фестиваля камерных и моноспектаклей. За это время зрители, жюри и молодые театральные критики посмотрели 15 спектаклей.
Нынешний фестиваль не ограничился только показом спектаклей, а стал дискуссионной площадкой для профессионального разговора о классике и новой драме, о режиссерском видении пьесы и актерском воплощении замысла, об искусстве наведения мостов между сценой и зрителем. А еще фестиваль подарил актерам мастерклассы известных российских режиссеров Геннадия Тростянецкого и Сергея Федотова, а также презентацию новой пьесы Олега Михайлова «Телеграмма». Орловская публика уже знакома с творчеством этого драматурга: премьера его пьесы «Клятвенные девы» на сцене «Свободного пространства» стала заметным событием в год 40летия этого театра и представляла его на нынешнем фестивале.
В первый его день зрители познакомились еще с одной постановкой пьесы Олега Михайлова — исповедальным моноспектаклем «Подлинная история фрекен Хильдур Бок» в исполнении нижегородской актрисы Натальи Кузнецовой.
Ну что мы знали о «домомучительнице» фрекен Бок из детской книжки и мультфильма «Малыш и Карлсон» кроме того, что она любит побаловаться плюшками и обожает свою кошку Матильду? Олег Михайлов подарил этой женщине такую биографию, что для того, чтобы рассказать ее зрителю, нужно быть не просто высокотехничной актрисой, но и глубокой, тонко чувствующей и понимающей личностью.
И Наталья Кузнецова показывает высший пилотаж актерского мастерства, отмеченный специальным призом дирекции фестиваля «За талантливое воплощение современной драматургии».
Как это делает в моноспектакле «Это я – Эдит Пиаф» актриса Вологодского камерного драматического театра Ирина Джапакова. Ей еще труднее: ее героиня – реальная женщина, легендарная певица ХХ века, образ которой у каждого из зрителей свой.
На одной из прессконференций председатель жюри Геннадий Тростянецкий процитировал шведского режиссера Ингмара Бергмана, сказавшего, что «актер или должен войти в каждого зрителя, или выйти вон». Ирина вошла и не отпускала даже после спектакля. «Собранная» после страшных последствий нескольких автокатастроф, долгой наркозависимости и тяжелых депрессий, уже смертельно больная певица диктует свои воспоминания, желая развеять все сплетни и мифы о себе, быть услышанной и понятой. Специальная номинация оргкомитета фестиваля «За талантливое и смелое воплощение судьбы артиста» и специальный приз от Орловского отделения СТД «За высокое исполнительское мастерство» – заслуженные награды актрисе.
В день закрытия фестиваля зрители познакомились с еще одной женской судьбой: актриса Бишкекского драматического театра Кулайым Каныметова представила моноспектакль «Я помню» по повести Чингиза Айтматова «Материнское поле». Несмотря на то, что спектакль шел на киргизском языке без титров, история простой женщины Толгонай была понятна всем: язык материнского сердца не нуждается в переводе.
Два жюри – профессиональное и молодых критиков – еще одна особенность нынешнего фестиваля. При подведении итогов их мнения совпали не по всем номинациям. В результате награды распределились следующим образом.
Гранпри фестиваля получил спектакль «Пять историй про любовь» театра «Суббота» (Санкт Петербург).
Лучшим спектаклем большой сцены профессиональное жюри назвало постановку «Вдребезги» театра «Малый» (Великий Новгород). Эта же работа отмечена и за лучшую режиссуру (режиссер Надежда Алексеева).
По версии молодежного жюри, звания «Лучший спектакль» заслуживает постановка Орловского театра «Свободное пространство» «Клятвенные девы».
Разделились мнения двух жюри и в оценках лучшего моноспектакля. Профессионалы назвали «Кабаре», представленное американским актером и музыкантом Бремнером Дьюти, а молодежь – «Подлинную историю фрекен Хильдур Бок».
В номинации «Лучшая мужская роль» – тоже два актера. Профессионалы отметили Бранко Джурича, исполнителя роли Федора Карамазова (Белград, Сербия), а молодые критики – Михаила Маликова в роли Марата в спектакле «Мой бедный Марат» Московского театрального центра «Вишневый сад».
Две актрисы разделили место и в номинации «Лучшая женская роль». Это Кулайым Каныметова и Виктория Саленкова, исполнительница роли Лири в спектакле «Клятвенные девы» (режиссер Дмитрий Ветрогонов). Этот спектакль удостоен также специального диплома жюри «За лучший актерский ансамбль», а заслуженная артистка РФ Маргарита Рыжикова, исполнившая в нем роль Теуты, названа лучшей актрисой второго плана.
Специальным дипломом жюри «За талантливое актерское прочтение прозы И.А. Бунина» был отмечен актер Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» им. Михаила Бахтина Евгений Безрукавый (спектакль «И плывет корабль», режиссер Валерий Симоненко).
По мнению членов жюри Карине Ходикян (Армения) и Владимира Спешкова (Челябинск), – этот фестиваль оставил большое впечатление актерскими работами, которые оказались сильнее режиссерских. Были и потрясения, и открытия. В целом же фестиваль показал: мосты между сценой и зрителем наведены надежные. Теперь дело за теми, кто может помочь оргкомитету сберечь наработанное за эти годы. Геннадий Тростянецкий выразил надежду на то, что власти и предприниматели, не чуждые театральному искусству, помогут не просто продлить жизнь фестивалю, но и поднять его на новую высоту.
Валентина Новошинская