Орловец Иван Юдочкин вместе с единомышленниками более пяти лет назад открыли керамическую мастерскую «Майолика». За это время им удалось не только удержать на плаву свое предприятие, но и развить новые технологии, ощутить нехватку рабочих рук и отладить производственный поток. О своих методах и опыте Иван рассказал «Орловской городской».
Энтузиасты
Керамическая мастерская «Майолика» начиналась с размышлений пяти выпускников, получивших специальность «керамист», но не знавших, где применить свои способности. Поскольку керамический завод в Орле на тот момент уже закрылся, они решили создать собственное предприятие и заниматься любимым делом, несмотря ни на что. Мечта стала воплощаться, когда удалось приобрести гончарные круги, печь для обжига, материалы, арендовать небольшое помещение.
Налаженный процесс
Руководителем мастерской стал Иван Юдочкин. Он решил, что нужно наладить производство так, чтобы между мастерами не было конкуренции. Поэтому каждый стал работать в своем направлении. Сам Иван выбрал молоченую керамику. Эта посуда обрабатывается молоком по старинной технологии, так делали во времена, когда еще не была изобретена глазурь и стекло. Продукция пользуется спросом, в том числе среди тех, кто увлекается исторической реконструкцией. Иван делает такую посуду в соответствии с образцами, найденными во время археологических раскопок. Другие мастера работают с глазурированной посудой, ктото делает сувениры, ктото – садовые скульптуры. Мужская часть мастерской в основном трудится на гончарных кругах, женская — занимается декорированием.
В поисках рабочих рук
Количество работников варьируется. Сейчас в мастерской четверо сотрудников, некоторые девушки ушли в отпуск по уходу за ребенком. Иван набирал учеников, но оказалось, что далеко не все способны работать с глиной.
– Глина — особый материал, живой, теплый, с ним надо уметь общаться. Керамист — это штучный специалист. Человек может уметь шить, вышивать, хорошо рисовать, но, если нет способности общаться с глиной, ничего не выйдет. Так что сейчас мы испытываем дефицит рабочих рук. Производство идет потоком, процесс отлажен, а людей не хватает. Пока пробуем, ищем, – делится Иван.
Новые направления
Наладить производственный поток в мастерской «Майолика» удалось благодаря постоянному поиску новых форм и видов продукции. Например, недавно мастера разработали сувениры для гостей Орловского Полесья.
– Мы создали логотип Полесья, несколько видов продукции с ним: не только магнитики на холодильник, но и колокольчики, кружки, чайники. Логотип утверждало руководство заповедника, работа оказалась плодотворной и успешной.
Сотрудничает «Майолика» и с другими предприятиями, которые желают дарить своим деловым партнерам оригинальные вещи со своей символикой. С удовольствием приобретают орловскую керамику заведения общественного питания. Например, для одного из них мастера «Майолики» сделали кружки с головой Дарта Вейдера (герой фильма «Звездные войны»).
– Сравнительно недавно мы начали работать в направлении декора, создавать глазурированные предметы интерьера – вазы, блюда, различные композиции. Продукция оказалась весьма востребована. Нам даже удалось войти в довольно крупную торговую сеть, наша продукция выставлена на полках под вывеской «Орловское производство». Уже осуществили две поставки, сотрудничество оказалось продуктивным, – говорит Иван.
Вышли в Сеть
Для дальнейшего продвижения в «Майолике» решили воспользоваться довольно популярным инструментом — социальными сетями в Интернете.
– Мы выкладываем фотографии продукции, видеоролики с процессом изготовления, создали собственный канал на YouTube. Это не только еще одна площадка для продаж, но и ответ тем, кто не верит, что у нас в Орле действительно производится керамика. Ведь бытует мнение, что мы все это привозим из Китая. Вот в своих роликах мы и показываем весь процесс производства, фотографируем результат, – продолжает Юдочкин.
В ближайших планах — создание сайта, он пока находится в разработке.
Необходимая гибкость
Работать с плюсом мастерской удается благодаря тому, что производственный процесс достаточно гибкий.
– Мы можем создавать изделия по эскизам, рисункам, в соответствии с пожеланиями заказчиков. Беремся за объемные объекты, даже если приходится их делать составными из нескольких частей, ведь высота печи для обжига — максимум 55 сантиметров. Это было бы невозможно в заводских условиях, когда выпускается только определенная линейка продукции. Но, когда мастерская небольшая, ее гибкость является серьезным преимуществом. Мы постоянно общаемся с людьми, некоторые приносят очень интересные идеи для работы.
Конечно, иногда приходится объяснять, что процесс изготовления не только трудоемкий, но и затратен по времени. Например, для изготовления одной кружки понадобится недели три. После того, как мастер ее вылепит, она должна хорошо просохнуть, и в процессе высушивания керамист постоянно чтото подправляет, доводит до нужной формы, а еще надо нанести декор, обжечь, – говорит руководитель мастерской.
Отдых только снится
– Работаем с девяти утра и до девяти вечера, а порой и дольше. Отдыхаем только тогда, когда выезжаем на ярмарки, фестивали, тематические праздники, на которых можно продавать наши изделия.
К слову, ярмарки — это еще один инструмент продаж, который позволяет развивать мастерскую. Причем выезжают мастера «Майолики» не только в районы Орловской области, но и в соседние регионы. Например, этой весной орловская керамика была представлена в Липецкой области на фестивале исторической реконструкции «Русборг».
Рынок изменился
– Сейчас в отношении керамики есть интерес и спрос. Правда, в последнее время упала покупательная способность, это, конечно, заметили все. Многие мелкие керамические мастерские были вынуждены закрыться, поскольку не смогли потянуть производственные затраты. Мастерские, которые уже поставили производство на поток и постоянно ищут новые формы, остаются на рынке. Мы планируем и дальше развивать свое производство, осваивать новые методики. Пока получается, – говорит Юдочкин.
Вероника Иконникова