Одним из сильнейших впечатлений от командировки в Германию стало для меня празднование Дня Победы в Берлине
История возведения
Великолепная постройка в стиле итальянского Возрождения была воплощена согласно проекту архитектора Пауля Валлота. Первый камень Рейхстага был заложен кайзером Вильгельмом I в 1884 году. Капитальные работы не начинались еще очень долго, поскольку данная территория находилась в частном владении дипломата Дюка Радзинского, который до конца своих дней не давал разрешения на строительство.
Однако его сын и наследник все же подписал разрешительные бумаги, так что через десять лет после закладки первого камня возведение здания парламента завершилось. Хотя архитектор старался сделать Рейхстаг величественным, Вильгельму II, который принимал работы вместо почившего предшественника, результат совершенно не понравился. Тем не менее, парламент перенес сюда свои заседания.
Во время Второй мировой войны Рейхстаг не был центром политической жизни, лишь изредка в нем звучали речи о «неполноценности» евреев и решался вопрос об их полном истреблении. С 1941го Рейхстаг лишь играл роль базы военновоздушных сил фашистской Германии, которыми руководил одиозный Герман Геринг.
Во время Берлинской операции 1945 года советские войска вели штурм Рейхстага. 30 апреля на куполе наши солдаты водрузили Знамя Победы.
Реконструкция
Полуразрушенный Рейхстаг стоял в центре Берлина до 1954 года, пока не было принято решение взорвать его остатки. Спустя еще два года правительство решило восстановить Рейхстаг. К 1972 году архитектор Пауль Баумгартен смог возвести здание заново. Британский архитектор Норман Фостер в 1995–1999 годах возвел грандиозный стеклянный купол диаметром 40 метров и высотой 23,5 метра. Вес конструкции приближается к 1,2 тысячи тонн, высота – больше 23 метров, а поперечное сечение равно 38 метрам.
Купол Рейхстага
К террасе на крыше здания ведут два лифта, воспользовавшись одним из них, мы оказались на крыше здания и по спиральному пешеходному проходу поднялись на самый верх купола. Здесь нам удалось насладиться великолепной панорамой Берлина и с близкого расстояния рассмотреть купольный массив. Первое, что бросилось в глаза, – гигантская воронка, расположенная по центру сооружения. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это огромный конус из сотен зеркал, отражающих все вокруг. Он тянется вверх прямо из пленарного зала, который находится здесь же, точно под всей этой конструкцией, и прекрасно виден через стекло. Такое конструктивное решение с прозрачным потолком зала заседаний, по мнению автора, должно символизировать «новую демократическую открытость» германской политики.
В 1999 году за реконструкцию Рейхстага Норман Фостер получил престижную Притцкеровскую премию, считающуюся аналогом Нобелевской.
Автографы Победы
В Рейхстаге в большей степени меня интересовали «русские граффити» — именно так здесь называют надписи, оставленные в 1945 году советскими солдатами.
Граффити можно увидеть на крыше, в зале заседаний и некоторых внутренних помещениях. Кстати сказать, фрагмент стены с надписями и следами от пуль красуется и прямо перед кабинетом канцлера Германии фрау Ангелы Меркель.
Настоящей сенсацией для меня стали две надписи: «Здесь были из Орла Гапонов Каничев Савой» и «Торопов от Орла до Берлина».
Как выглядели наши земляки, расписавшиеся на Рейхстаге? Возможно, ктото из читателей узнает чьето имя и откликнется.
Мой дед по линии отца рядовой Иван Алексеевич Артюхов не дошел до Берлина. Он погиб 9 августа 1944 года в боях за освобождение Польши. 9 Мая я пронесла портрет деда по улицам Берлина, по аллеям Трептов парка и поднялась с ним на купол Рейхстага.
Сердце наполнялось чувством неподдельной гордости за свою великую Родину, за дедагероя, за советских солдатосвободителей – наших дедов и прадедов, победивших фашизм.
Вечером в одном из многочисленных берлинских ресторанов мы поздравляли друг друга с Днем Победы, пели «Катюшу», «Едут, едут по Берлину наши казаки…» и думали о том, что ничего нет прекраснее нашей России.
Гимназия Драйлинден «Drei Linden»
В заключительный день семинара мы побывали в гимназии Драйлинден «Drei Linden». Ее директор гн Стиллер рассказал об истории гимназии, открытой в 1939 году, провел обзорную экскурсию и ответил на наши вопросы о системе работы школы и методике преподавания истории Холокоста. Особый интерес у нас вызвал хорошо сохранившийся архивный том аттестатов выпускников 193940 годов, многие из которых погибли на фронтах Второй мировой войны.
Гн Стиллер поделился опытом обучения детей мигрантов, проблемами их адаптации в немецкую культуру, а также практикой разворачивания образовательных программ этнокультурной направленности. По его словам, 40 из 500 учеников – дети беженцев из Сирии и Ирака. Уважение к другому как носителю иных ценностей, культуры, логики мышления и модели поведения является принципом создания толерантной среды в этом учебном заведении.
Яркое впечатление оставила дискуссия с учениками старших классов гимназии, в ходе которой выявлялось отношение подростков к проблеме сохранения исторической памяти о Холокосте. Приятно удивила эрудированность школьников в вопросе изучения данной темы, их умение вступать в диалог и свободно высказывать свои суждения.
…Мы покидали Берлин с чувством огромной благодарности сотрудникам Дома Ванзейской конференции, координатору проекта Татьяне Маныкиной, сопредседателю научнопросветительского центра «Холокост» И.А. Альтману за предоставленную возможность принять участие в Международном Ванзейском семинаре, побывать в Берлине в праздничные майские дни.
Марина Самарина, преподаватель лицея № 18