Орловским детям все труднее одерживать победы в заключительных турах Всероссийской олимпиады школьников
И дело не в знаниях: новые требования Министерства образования не соответствуют уровню материальной базы учебных учреждений.
В основном именно по этой причине из 16 старшеклассников, представлявших в этом году наш регион на всероссийском этапе, призерами стали только двое – ученица 10 класса Александра Комарова из орловского лицея № 40 (экология, учитель Т.В. Гольцова) и девятиклассник Максим Балакало из Ливен (технология, учитель Е.И. Андреева).
В три этапа
– Всероссийская олимпиада школьников — это многоуровневое интеллектуальное состязание, – поясняет заместитель директора Орловского института развития образования Оксана Поповичева. – Самый массовый этап – школьный, в нем приняли участие 31755 учеников. Затем следует муниципальный уровень, после которого по сумме баллов на региональный тур в этом году были делегированы 260 лучших. И, наконец, 16 самых сильных из них представляли нашу область на всероссийском этапе. Конкуренция была высокой: до 200 человек на 10 призовых мест почти по каждому предмету.
Финальный тур проходил в разных городах России: знатоки истории состязались в Архангельске, экологии – в Питере, экономики — в Москве, физики – в Казани, русского языка — в Смоленске, литературы – в Ярославле, географии — в Нижнем Новгороде, физкультуры – в Ульяновске, обществознания – в Перми, технологии – в Армавире.
Оксана Николаевна рассказала, что школьники нашего региона принимают участие в 20 из 24 предметных олимпиад, организуемых Министерством образования. Орел не посылает на олимпиады по китайскому, испанскому, итальянскому языкам и, увы, астрономии — эти предметы в учебных программах наших школ отсутствуют.
По сумме набранных баллов орловские дети в этот раз принимали участие только в 12 олимпиадах заключительного тура. И дело не в знаниях – в изменившихся требованиях к проведению олимпиад регионального уровня.
Тайна сия великая есть
Еще совсем недавно вопросы для этого этапа готовились дома – с учетом реального состояния материальнотехнической базы орловских школ. Над теоретическими и практическими заданиями работали лучшие методисты и педагогипредметники, ведущие сотрудники областного института развития образования. Но в последние годы Москва перевела на себя и этот промежуточный тур, окружив его тайной, создавшей дополнительную напряженность не только среди конкурсантов, но и членов жюри. Задания по системе защищенной связи они получают одновременно с детьми, не имея ни одного часа форы, чтобы быть готовыми к вопросам. По признанию многих педагоговпредметников, задания настолько усложнились, что некоторые по силам только вузовским преподавателям узких дисциплин. Москва объясняет это ужесточением требований международных предметных олимпиад, поэтому, дескать, подняты и планки внутренних.
С миру по колбе
Вот крупные города и стараются. При многих вузах открыты профильные центры платной подготовки к олимпиадам. В регионах же с финалистами работают в основном школьные учителяэнтузиасты: с вузами в этом плане связи пока очень слабые. Есть еще школа одаренных детей в институте развития образования, но условия подготовки и здесь не соответствуют новым стандартам. Взять хотя бы организацию олимпиады по биологии. Министерство спустило задания в полной уверенности, что каждая российская школа располагает, по меньшей мере, вузовской химикобиологической лабораторией с зоологическим музеем и виварием. Так, десятиклассники на региональном туре в этом году препарировали животных, рисовали ЭКГ человека при заданной частоте сердечных сокращений и определяли по черепу, к какому отряду относится животное. Департамент образования был вынужден просить о помощи аграрный университет, на базе которого и провели олимпиаду по биологии. Но даже этому вузу за некоторыми препаратами пришлось обращаться в соседние областные центры.
По всем школам области собирали и необходимые приборы для проведения олимпиады по физике. Что касается заданий олимпиады по технологии, особенно в практической части 3Dконструирования, то нынешним требованиям не отвечает ни одна школа региона: теорию дети знают, практика – нулевая.
Нужны юрист и психолог
Ситуация настолько серьезная, что в середине мая в Орле по итогам олимпиады впервые был проведен круглый стол. В нем приняли участие заместитель начальника управления общего образования Наталья Мартынова, директор института развития образования Ирина Патронова, школьникифиналисты и учителя, подготовившие их к олимпиаде. Вывод однозначный: детям нужны серьезные индивидуальные программы подготовки с участием вузовских педагогов, а всем финалистам необходимо обеспечить психологический и юридический ликбез. Было предложено, чтобы уже следующей весной перед заключительным туром хотя бы на неделю собрать в Орле всех финалистов для занятий с педагогамипредметниками, а также для консультаций психолога и юриста. Ребята рассказали, что их ровесники из российских столиц и крупных городов подавали грамотные апелляции, сражаясь за каждый балл. Словом, знали свои права и защищали их. Ставки очень высоки: финалистпризер по профильному предмету вправе поступать без экзамена в любой вуз страны. Орловским умникам и умницам тоже полезно было бы поучиться отстаивать свои права на таких турнирах. Например, в этом году на финале по русскому языку условия без всякого предупреждения поменялись уже в ходе турнира, и Аня Солощенко из Болхова недобрала одного балла. Останься условия прежними – и она во второй раз стала бы призером. Но нужно было подавать апелляцию…
Все лучшее – детям?
Представляю, какие чувства испытал бы Максим Балакало, ливенский подросток с инженерным мышлением и золотыми руками, автор конструкции оригинального байка, принесшего ему победу в финальном туре, если бы олимпиада по технологии прошла в Архангельске.
Здесь при архитектурностроительном университете уже несколько лет работает региональный школьный технопарк, где в сфере робототехники, информационных технологий, микроэлектроники, современного телевидения реализуются самые смелые детские проекты.
Будь в Орле чтото подобное, юные кулибины из города и области имели бы возможность где развернуться. Только у Максима технических идей – на много лет вперед.
Валентина Новошинская