Десять лет назад в оперативное управление Орловского городского центра культуры была передана мемориальная мастерская народного художника РФ Георгия Васильевича Дышленко
Сюда приводят гостей города, а научные сотрудники музея изобразительных искусств проводят здесь экскурсии и мастерклассы для учащихся школ искусств, колледжей, студентов специализированных факультетов орловских вузов. Самодеятельные литераторы города облюбовали это знаковое место для еженедельных заседаний поэтического клуба «Еще не вечер».
По примеру отца
Смотритель мастерской и экскурсовод по ней – младший сын художника Виктор Дышленко. Как и отец, Виктор Георгиевич – профессиональный художник, под его влиянием стал заниматься и фотоделом. Сегодня это известный фотограф, принимающий участие в городских выставках, летописец всех крупных культурнодосуговых мероприятий ОГЦК, создатель фотогалереи фронтовиков, освобождавших в 1943 году Орел. За эту работу в 2013 году он был удостоен звания победителя в городском конкурсе «Орел глазами СМИ». Крупно распечатанные на баннерах, эти снимки уже не один год украшают улицы Орла в праздничные августовские дни, не давая потомкам забывать имена тех, кому город обязан своим освобождением.
С «лейкой» и альбомом
В их числе и Георгий Дышленко, фотограф батальонной артиллерийской разведки. Фотоделом увлекался с детства, проведенного в поселке при Деркульском конном заводе Луганской области. Ранняя привязанность к этим красивым сильным животным осталась в нем навсегда: на многих полотнах Георгия Дышленко изображены лошади. В 1939 году ему, выпускнику Харьковского художественного училища, педагоги предрекали большое будущее. Он даже успел поступить в художественный институт, но учебу прервала служба в армии, вернувшая его к мирной жизни только после войны.
Фронтовая биография Георгия Дышленко стала основной темой экскурсии, состоявшейся в канун Дня скорби и печали: в мастерскую художника пришли третьекурсники архитектурного отделения многопрофильного колледжа. В рамках программы летнего пленэра они познакомились с биографией и творчеством мастера. Сын рассказал молодежи об отцефронтовике, который сражался под Смоленском, защищал Москву, освобождал Орел, с боями прошел Венгрию, Румынию, Австрию, Чехословакию.
Фоторазведчик должен был на максимально близкое расстояние подойти к позициям врага и незаметно сфотографировать расположение войск, огневые точки, склады с боеприпасами или горючим. Для таких съемок нужна была возвышенность. Однажды на подступах к Орлу он забрался на высокое дерево, и тут же пуля вражеского снайпера прошла рядом с его головой, больно ранив осколком срезанной коры.
Но чаще всего фотографировать приходилось, свесившись из кабины самолета ПО2. Готовясь к ОрловскоКурской наступательной операции, наше командование придавало очень большое значение любым разведывательным данным, тем более — фотографиям, которые Георгий Дышленко обычно сопровождал и детальными рисунками. После одного из таких заданий летчик почти вслепую посадил самолет, борта которого напоминали решето. За личное мужество Георгий Васильевич был награжден орденом Красной Звезды.
Главные темы
Свои впечатления о войне художник выразил в цикле картин, написанных после посещения белорусской Хатыни, в диораме «Орловская битва», в создании которой участвовал. Привлекает внимание и центральное полотно мемориальной мастерской «На ОрловскоКурском направлении. Раздумье». Вид и поза сидящего в центре композиции пленного немецкого офицера, которому на привале солдатконвоир дал закурить, производят сильнейшее впечатление. Вся картина воспринимается как завет: мы простили, но все помним, и не пытайтесь повторить свою ошибку. По крайней мере, так замысел художника поняли молодые.
Студенты также отметили «мирные» картины мастера — с голубями над крышами окраинных домов Орла и подсолнухами; с мирными пейзажами Болгарии, где Георгий Дышленко принимал участие в международном пленэре; прекрасными натюрмортами и портретами. Сын рассказал о вкладе отца в открытие художественнографического факультета нынешнего ОГУ, где он пять лет избирался деканом и более 20 лет преподавал живопись. Долгое время мастер выполнял и обязанности председателя Орловского отделения СХ, много сделав для пропаганды творчества орловских художников.
Однажды и навсегда
В экспозиции выставки привлекают два женских портрета. Это Елена Петровна, жена художника. В дни освобождения Орла молодой орденоносец познакомился с юной учительницей. Вскоре они расстались, а из освобожденного города на фронт пошли сердечные письма, ставшие главной отрадой солдата. После победы он вернулся к своей «Елене прекрасной» и уже не расставался никогда. Портрет 1947 года — это признание в любви единственной женщине. Второй писался много лет и был закончен незадолго до кончины Елены Петровны. Сын считает, что на этом полотне мастер сумел выразить все лучшие черты своей жены — ее мудрость, терпение, деликатность и любовь, светившую художнику до последнего дня.
«Ты будешь жалеть об этом»
Сегодня в прихожей мемориальной мастерской демонстрируется и коллекция фотоаппаратов, основу которой положила фронтовая «лейка» Георгия Дышленко. Все остальное собрал сын. Виктор Георгиевич рассказывает, что в их доме в одном из шкафов хранились сотни метров негативов фронтовых оперативных съемок отца. Однажды друзья уговорили мальчика сделать из них «дымовушки», и под восторженные крики ребятни он поджег весь фотоархив.
– Я ожидал строгого наказания, а отец както болезненно сморщился и глухо произнес: «Ты будешь сильно жалеть об этом», – вспоминает Виктор. – Смысл сказанного до меня дошел через много лет, когда я сам профессионально занялся фотографией. Мне даже трудно представить, какие снимки могли бы пополнить архивные фототеки — там были уникальные фотографии видов оккупированного Орла, снятых с высоты птичьего полета. Отец даже не предполагал, насколько я сожалею о детской шалости. Ни о чем так не сожалею, как об этом.
Посещение мемориальной мастерской Г.В. Дышленко завершилось мастерклассом по живописи: вместе с научным сотрудником музея искусств Викторией Кореневской будущие архитекторы постигали тайны написания натюрморта с пионами. Пока их работы не идут в сравнение с картинами мастера, но это только начало…
Валентина Новошинская