Рост тарифов на электричество в России с начала реформ РАО ЕЭС составил 650%. МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие Орла» в этих условиях переживает затяжной финансово-экономический кризис.
Хочу еще раз вернуться к непростым обстоятельствам, которые могут привести к потере муниципального предприятия электротранспорта.
Сегодня себестоимость одной поездки на городском электротранспорте составляет 23 рубля, а тариф установлен в размере 16 рублей. Разницу, по идее, должен компенсировать бюджет.
И если такая компенсация происходит, то по остаточному принципу, исходя из текущего финансового состояния городской казны.
Я мог бы подробно перечислять проблемы современного электротранспортного предприятия. Однако одна из самых серьезных проблем для нас – неудержимый, не контролируемый никем рост стоимости электроэнергии.
В статье расходов, например, нашего МУПа «Трамвайнотроллейбусное предприятие Орла» затраты на электроэнергию составляют до 25%.
Приведу динамику роста стоимости 1 кВт электроэнергии за последние годы, основываясь на официальных данных муниципального предприятия: 2014 год — 4,1 руб. (+5% к 2013 году); 2015 год — 4,79 руб. (+17% к 2014 году); 2016 год — 5,5 руб. (+15% к 2015 году); 2017 год — 6,15 руб. (+12% к 2015 году). Из приведенных данных виден рост стоимости электроэнергии для предприятия ежегодно до 1517%. Спрашивается: как такое может происходить, если тарифы на жизненно важные услуги и товары для населения контролируются государством?
О необходимости их сдерживания говорил Президент РФ. Мое мнение: корень проблемы кроется в постановлении Правительства РФ №442 от 4.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электроэнергии». Этим документом все потребителиюрлица кроме платы по тарифу за 1 кВт электроэнергии облагаются еще и платой за потребляемую мощность (объем потребляемой электроэнергии). Именно в результате этого стоимость электроэнергии для предприятия увеличивается по годам.
При этом динамика изменения тарифа и платы за мощность выглядит таким образом: рост тарифа/рост платы за мощность: 2015 год – 1,1%10%, 2016 год – 7,3%13%, 2017 год – 7,3% 15%.
Исходя из этих данных видно, что рост стоимости электроэнергии в целом для предприятий ГЭТ происходит исключительно в связи с резким увеличением стоимости оплаты именно за мощность. Если в 2016 году доля оплаты за мощность в общем объеме за электроэнергию составляла 19,8%, то в 2017 году (январь) — 28,5%, и эта тенденция увеличения будет сохраняться и далее.
Смысл таких действий очевиден: если увеличение тарифа на электроэнергию находится в зоне общественного внимания, то увеличение платы за мощность никак не обсуждается и не сдерживается.
Предприятия городского электротранспорта (ГЭТ) оказывают услуги по перевозке пассажиров по регулируемому тарифу. Нет ни одного города в России, где бы в тарифе на проезд присутствовала поддержка мощности энергетической отрасли. Также предприятия ГЭТ не могут равномерно регулировать энергопотребление по часам суток, так как максимально работают именно в пиковое время, необходимое населению.
Предприятия автомобильного общественного транспорта заправляются моторным топливом на обычных заправках по ценам для населения страны и не платят дополнительно за мощности нефтяной отрасли. Предприятия же ГЭТ платят за электроэнергию в 2–2,5 раза выше, чем платит население.
Объединение работодателей ГЭТ выходило на Минэнерго с просьбой снизить стоимость электроэнергии для предприятий отрасли, указывало, что предприятия не могут справляться с таким ростом стоимости электроэнергии, что это приведет к остановке городского электрического транспорта. Но Минэнерго уклонилось от государственного подхода к сложившейся ситуации и ответило обычный отпиской. Кто же покроет сбытовым энергокомпаниям потери, если будут приняты решения по снижению стоимости электроэнергии для ГЭТ?
Решение проблемы очевидно. Необходимо снять с предприятий городского электрического транспорта необоснованно установленную финансовую удавку — плату за мощность и вывести предприятия ГЭТ из постановления Правительства № 442, установив цену за 1 кВт электроэнергии, используемой на тягу, то есть непосредственно на перевозку пассажиров, равную цене для населения того или иного региона страны. Это позволит стабилизировать работу трамвайнотроллейбусных предприятий, направить дополнительные средства на обновление подвижного состава и всей инфраструктуры российского электротранспорта.
К сожалению, муниципальные и региональные власти сегодня не в состоянии влиять на федеральные органы в продолжающейся волоките по вопросам высоких тарифов, сдерживающих развитие социально значимой отрасли предприятий электротранспорта. Об этом, в частности, говорилось на слушаниях в Общественной палате РФ, прошедших 6 апреля 2016 года в Москве. Общественная палата направила ряд рекомендаций по решению проблем электротранспортников Государственной Думе, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ и другим ведомствам.
Что касается высоких тарифов на электроэнергию, то в этой связи Министерству транспорта РФ, Федеральной службе по тарифам и Министерству энергетики РФ рекомендовано: «Внести изменения в постановление Правительства № 442 от 04.05.2012г. «О функционировании розничных рынков электроэнергии», которые позволят установить оплату за использование электрической энергии на тягу, то есть непосредственно на перевозку пассажиров, по льготным тарифам (по категории отпуска электроэнергии городскому электротранспорту по ставке «для населения»)».
Общественная палата РФ обратилась в Минтранс РФ с предложением создать совместную рабочую группу по законодательству в сфере городского транспорта общего пользования, которая будет действовать до полной реализации принятых предложений. Однако этот воз и ныне там.
Между тем сегодня МУП «ТТП города Орла» попало под серьезные санкции энергетиков, которые выиграли уже два процесса в арбитражных судах по взиманию нескольких десятков миллионов долгов с муниципального предприятия.
Тем временем в Саратове
16 июня прошлого года в Саратове было остановлено движение электротранспорта на 15 маршрутах из 21 изза долга МУПП «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ) за электричество перед Саратовским предприятием городских электросетей (СПГЭС) в размере 36,3 млн рублей.
На следующий день глава администрации Саратова Валерий Сараев провел внеплановое заседание городской комиссии по ЧС. Было решено договориться с СПГЭС о восстановлении энергоснабжения, а также рекомендовать горпрокуратуре проверить законность отключения электротранспорта. Участвовавший в заседании первый зампрокурора Саратова Андрей Пригаров сообщил, что предостережения прокуратуры вынесены и администрации города, и энергетикам накануне отключения, и призвал немедленно совместными усилиями добиться возобновления работы СГЭТ.
Губернатор Саратовской области потребовал возобновить работу электротранспорта. Он назвал произошедшее «беспрецедентным случаем», причиной которого стала несогласованность работы городских властей.
Арбитражный суд Саратовской области в оперативном порядке рассмотрел поданный иск СГЭТ и обязал энергетиков возобновить подачу электроэнергии на объекты транспортного предприятия.
Александр Коровин, депутат горсовета Орла, директор МУП «ТТП города Орла»