Окончание. Начало в № 25-27 «Орловской городской газеты»
По именам святых
Краевед Е. Ашихмина в сборнике Музейных чтений (Орел, издательство «Горизонт», 2013 год) пишет о поселении Кузьмодемьянская лука: «Не столь далеко от оврага в те времена здесь тек Козмодемьенский исток и под острым углом впадал в Оку. Название поселения возникло задолго до XVI века, было дано истоку и отвершку (оврагу) по именам святых Космы и Дамиана. Возможно, в стародавние времена где-то здесь стояла церковь с посвящением этим святым, бессребреникам и чудотворцам, врачевателям и целителям болезней и недугов.
«Кузьма и Демьян в народном представлении рукомесленники, бессребреники, Куриные боги». Кроме того, по представлению восточных славян, в этот день (14 ноября) осень провожают, зиму встречают. С именами Кузьмы и Демьяна связан народный девичий праздник «Кузьминки осенние», когда девушки справляли «курячьи именины». В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей барыне «на красное житье». В ответ барыня одаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор)».
Чем жили предки
Расскажем, как в Тайчуковом стане было организовано государственное хозяйство. Московское правительство давало служилым людям земли на орловской окраине. Орловские помещики владели здесь 85% земли по двум нормам – окладу и даче. В уезде преобладали помещики с 60-70 десятинами земли (без сенокоса и леса). Самый малый оклад – 15 десятин, самый крупный – 600 десятин в трех полях. Дача составляла в среднем 75% оклада. Любопытное уточнение: помещичье хозяйство в те времена не было построено на эксплуатации чужого труда.
Хозяйство – денежное. Правительство собирало подати и выплачивало служилым людям известное жалованье. В половине 90-х годов XVI века годовой оклад Орловского уезда приблизительно равнялся 11 тысячам рублей. Регулярное жалованье получали 883 человека, оно составляло 9918 рублей.
Преобладающий род деятельности – земледелие. Но были и зачатки промышленности, о чем говорит существование бобылей, мелких деревенских ремесленников. Служебную же роль играла торговая деятельность. Торговля не только внутренняя, но и вывозная. На реке Оке находились две пристани: «Средняя» и «Сиринская». Около первой стояла деревня Севостьянова, около другой – деревня Бутова. Шла вывозная торговля хлебом, который сплавлялся по Оке из «матицы хлебной» к центрам государства. В Тайчуковом стане развивалось также скотоводство. (Тайчук – из татарского – жеребенок).
В уезде конца XVI века помещикам роздано более 260 тыс. десятин земли: в том числе пашни всех родов с диким полем почти 90 тыс. десятин, лугов – 6 тыс. десятин. Остальная земля в XVI веке была покрыта лесами с многочисленными озерцами и болотцами, занимавшими огромное пространство в 161 тыс. десятин.
Однако уже в начале XVIII века священник Лукьянов, проезжая через Орел, отметил: «лесом и дровами зело нужно». «В конце этого века теоретики упрекают русского земледельца «за великий ущерб лесам», который является следствием переложного хозяйства, когда лес валят и жгут на удобрение». «Уже в XVIII в. из пастуха, зверолова и вместе с тем земледельца житель уезда обратился в земледельца исключительно».
Имен переплетенье
Приглашаем читателя перелистать интереснейшее историческое повествование поэта, прозаика и краеведа В. Катанова «Однажды в Орле» (Орел, «Вешние воды», 1993 г.). Вот небольшой отрывок, посвященный записям «Писцовой книги»:
«Когда же повалил снег, перебрались в Тайчуков стан, получивший имя от леса, что заполнил пространство на север от Орла. Однажды сделали запись: «За вдовою за Овдотьею за Борисовою женой Некрасова да за ее детми Ортюшкою да за Офонкою да за Игнатком: Ортюшка служит, а Офонка да Игнатко в службу поспели, отца их поместье в той же деревне Псарёвской, на рчк, на Большом Воине и на рчк. на Малом Воине, под Мокрым лесом».
Если бы Леонтий Сафонов и Дементий Яковлев (члены Писцовой комиссии, назначенной описать Орловский уезд), могли смотреть через века и угадывать будущее, их бы очень обрадовало, что они побывали среди предков великого русского поэта Н. Некрасова.
Посетили и Марьино у Тайчукова леса, селище братьев Юрловых: Федор да Кика, а Давыд службу несет государеву. Брат их Васька Юрлов владеет по соседству Мокрыми Микуличами. Пройдет 38 лет, и губной староста Василий Юрлов будет заниматься подобным делом. Войдут его отказные книги в главную книгу Орловского края.
Заехали в Тайное и Вязовик. Через осыпанный инеем лес Лавров прикатили в деревню Фоминскую, которую разделили меж собой Ортем Яковлев и Фома Поздняков. Увидели озеро, покрытое прочным льдом. Возвращались в Орел и размышляли, что работа подходит к концу, скоро можно будет вернуться в Москву. Вернулись в самом начале 1595 года».
В огне московского пожара 1626 года бесценный труд погиб. Но сохранился в копии, увидевшей свет в 1877 году во II отделении «Писовых книг XVI века», изданных Географическим обществом под редакцией Н.Калачёва. Это издание и дало возможность в 1910 году Павлу Смирнову, русскому советскому историку, выпустить в Киеве, в типографии Императорского университета святого Владимира, книгу «Орловский уезд в конце XVI века» с картой, алфавитными списками помещиков и населенных пунктов. Она стала основным источником сведений о Тайчуковом стане в конце XVI века.
Подготовил Александр СЕМЕНОВ
Продолжение следует.