Немалое возмущение в российском обществе вызвало решение польских властей о демонтаже советских памятников, что дает основание для сноса более 500 монументов советским воинам, освобождавшим Польшу от нацизма.
На территории Польши захоронены 600 тысяч советских солдат и сотни тысяч военнопленных, содержавшихся в концлагерях.
Среди освобождавших Польшу было немало наших земляков. Принимал участие в освобождении и майор Андрей Федорович Борисов. Его сын Анатолий предоставил нашей редакции фрагменты фронтового дневника отца, касающиеся пребывания в Польше в те дни.
Читая этот дневник, видишь резкое несоответствие риторики современных руководителей этой страны тем реальным, теплым и дружеским отношениям, которые освобожденные поляки и советские воины испытывали друг к другу.
Свою военную службу Андрей Федорович Борисов начинал на Орловщине в 1932 году курсантом школы младших командиров 190го стрелкового полка. Здесь же служил до 1938 года командиром взвода зенитной батареи 9го авиаотряда.
Начало войны встретил на границе с Пруссией. Участвовал в битве за Москву.
Воевал в Прибалтике, освобождал Польшу. В составе легендарной 3й ударной армии стал участником штурма Берлина и расписался на стенах рейхстага. Привез с войны три боевых ордена, не считая медалей.
Известно, что вести дневниковые записи в годы Великой Отечественной начсоставу Красной армии было категорически запрещено. Это связанно с тем, что любой военнослужащий мог попасть в руки противника.
В этом уникальность записей. В отличие от многочисленных мемуаров, написанных через многие десятки прошедших лет, в дневнике человек отражает непосредственно впечатления реального времени, не зная, что будет с ним завтра и уж тем более через год.
Фрагменты дневниковых записей: декабрь 1944 – январь 1945 годов
21.12.1944.Мы в Польше. Вечером в 20.00 выгрузились из эшелона. На место не поехали, потому что не оказалось горючего. Я приказал развернуть палатку, установить печку и лег с людьми отдыхать.
Утром встал, подошла автомашина, погрузили вещи и поехали на место расположения.
Поляки народ очень бедный. Хозяйка дома очень хорошая, почти советская. Сын у нее комендант. Угостила нас белой хорошей капустой. Планировали с ними Рождество праздновать вместе. Живет бедно. Немцы у нее взяли 2 коровы, поросенка, всех овец и кур. Очень враждебно настроена к немцам и очень хорошо к Красной Армии. Считает красноармейцев своими.
22.12.1944. 22го днем переселились в новую квартиру. Хозяйка дома имеет 4 ребенка. Большему 12 лет, младшему 2,5 года. Мужа у нее немцы угнали в рабство. Она каждую ночь плачет и шлет проклятия Гитлеру.
17.01.1945. Как замечательно – сегодня взяли Варшаву. Поляки радуются, но они не совсем ловко себя чувствуют – ведь освободила Красная Армия, а не они.
19.01.1945. Позавтракал и отправился в путь на Варшаву. Проехал Минск Мазовецкий. Сошел в 265 СД. Спал хорошо и на перине. Не знаю, как бы только не было вшей.
20.01.1945.Поднялся и поехал на новое место. Часов в 11 дня проехали Прагу (район в Варшаве – А.Б.). На переправе через Вислу создалась порядочная пробка. Часа два я там потолкался и решил с замом по тылу идти по Варшаве пешком, чтобы посмотреть.
Ой, проклятый немчура, что он сделал с Варшавой! Нет целого ни одного дома. Все дома уничтожены. Что разрушил, что спалил. Ох, бедные поляки – нет у них столицы. Осталось только название.
Каждый поляк ненавидит немца. Все молят Бога за победу Красной Армии.
21.01.1945. Движемся вперед по Познаньскому шоссе. Едем пока на 55ом км, а всего придется двигаться километров 200.
Вечером было три приказа. Хороши наши дела, крепко мы лупим фрицев.
23.01.1945. Едем вперед. Марш 30 км проехал хорошо. По дороге бешеное движение, как по Садовой.
Ночевать устроился очень хорошо. Поляк обижен немцами, принял замечательно. Принес нам яиц, молока, белого хлеба. Поужинали отлично, приняли по 100 грамм.
24.01.1945. Продолжение марша. Проезжаем город Кутно. На пути встретилась группа идиотовнемцев (цивильных). Едут на большой фуре с ребятишками. Настал для идиотов 1941 год.
Вечером поймали не цивильного (не гражданского – А.Б.) фрица. Он резал провода. Ну, дали ему крепко.
Кузнецов рассказал интересную историю. (Александр Антонович Кузнецов понастоящему легендарный человек. Дожил до 96 лет. В мае 2016 года в городе на Неве в его честь был торжественно открыт музей. На открытии присутствовал губернатор СанктПетербурга Георгий Сергеевич Полтавченко. – А.Б.). Идет молодая немка лет 23х. У нее на руках замерзший грудной ребенок. Она просится в одну квартиру – поляки ее вытаскивают из дома, суют ей в лицо, толкают коленками. Немка просит красноармейца защитить ее.
Ужинали и завтракали замечательно. К полякам в любой дом, куда бы ни зашел: «А пан кушов?». Все, что есть, они отдают с удовольствием.
2627.01.1945. Польша, ст. Монтово. Марш проехали 70 км. Народ устал, а идти еще очень много. Настолько стремительное наше наступление, что не угонишься за наступающими частями.
28.01.1945.Вечером прибыл в немецкий хутор. Живут только немцы, а поляки–работники в каждом доме. Фрицы есть, ходят как идиоты. Заходим с полковником в дом. Стоит немка, сразу отвечает: «Герман».
Поужинали отлично. Конечно, за счет фрицев. Спали хорошо, в спальне фрицев. Этот немец имел 12 коров, много свиней. Солдаты наши развернулись.
28.01.1945. Выхожу в город Бромберг (Быдгощ – А.Б.). Там будем останавливаться в 146 СД.
Погода – дождь, грязь, а я в валенках и шубе. Сапоги остались с канцелярией, а шинель в мастерской. Хозяйка натопила печку. Валенки и портянки просушил хорошо.
Как замечательно нас поляки встречают. Видно, что они горюшка хватили. У хозяйки мужа убили немцы. Сын просится в польскую армию…
Анатолий Борисов, сын участника штурма Берлина