Заслуженный художник России Анатолий Костяников представил орловцам свой новый художественный проект «Пилигримы».
Другой подход
Изобразительной частью проекта «Пилигримы» стала выставка в галерее «Арт Орел». Документальной составляющей – авторский альбом, который помимо художественных репродукций содержит немало интересного о жизни и творчестве Анатолия Костяникова, не устающего удивлять орловцев своим мастерством и мощной позитивной энергетикой. В том, что это так, в очередной раз смогли убедиться многочисленные зрители, а то и герои полотен художника. Еще немного – и они вполне могли бы образовать пробку на главной пешеходной артерии Орла в день презентации «Пилигримов». Собственно говоря, народ «на Костяникова» идет в охотку всегда и в этом, прежде всего, «повинен» его яркий талант. Относительно недавний пример – успешный показ масштабного полотна, посвященного героям Судбищенской битвы. Ведь удивил, чего там говорить! Далеко не каждый живописец способен осилить историческую тему, а Костяников это сделал посвоему, чем и заслужил признание даже самых ревнивых коллег по цеху.
– «Пилигримы» – это совсем другой, более ассоциативный подход к живописи, – объясняет мастер. – В этих работах больше поиска, ведь художник только тогда находится в движении, когда ищет.
Экспериментировать Анатолий Костяников стал еще в 80е, будучи студентом Харьковского художественнопромышленного института, (курсе этак на третьем), чему способствовала обстановка здорового творческого состязания, которую старательно поддерживали в своих учениках лучшие педагоги вуза. Переехав в Орел в 1983 году, вчерашний харьковский студент привез с собой желание продолжать эксперименты. Правда, тогда не все здесь их поняли. В то время люди, возглавлявшие орловские худсоветы, ассоциативные поиски новоявленного, да к тому же приезжего, живописца сочли формализмом: «Анатолий, сейчас такое время: нужно думать о том, что выставляете. Ваши работы многим могут показаться недописанными». В результате из нескольких представленных Костяниковым холстов выбрали всего один – самый скромный по формату. Тут бы Анатолию признать «ошибки молодости» и вернуться из своих эмпиреев «на грешную землю», но на дворе были уже 90е, государство трещало по швам. Художник фактически оказался один на один с рынком, и это противостояние стало для него вопросом выживания. А потому выиграть было необходимо!
Успех ожидал Анатолия Костяникова после первой робкой попытки показать свои работы нарождавшимся, как грибы после дождичка, галерейщикам, для чего отвез в Москву с десяток холстов.
– Назад они не вернулись, все были проданы, – вспоминает Анатолий Гаврилович.
«Перламутровый» период
Это был очень удачный период в жизни художника. Все, что он писал и что с трудом пробивало себе дорогу в Орле, в столице расходилось «на ура». Это потом отношения авторов полотен и галерейщиков станут более церемонными. У собирателей появится подобие «оскомины», художников станут делить на своих и прочих. Но в 90е рынок бурлил. Чего греха таить, при этом легко могли и «кинуть». Формулировка не очень изящная, зато точная.
– Некто гн Бобаханов представлялся всем серьезным коллекционером, – усмехается, вспоминая один из таких случаев, Анатолий Костяников. – В свое время этот тип приезжал к нашим орловским мастерским на машине, собирал работы, раздавал щедрые обещания заплатить. Реже действительно чтото платил, а потом его и след простыл.
Такие случаи редкостью не являлись. Но приходилось рисковать, ведь у Костяникова была молодость, окрыленность успехом и какаято особая творческая дерзость, которую не могли сдержать провинциальные худсоветы. К тому же к его работам стали проявлять интерес не только в России, но за ее пределами – в Болгарии, Голландии, Германии. Художника стали приглашать с выставками – только успевай поворачиваться. В результате творческих исканий у него сложился определенный стиль – яркий, декоративный, экспрессивный. В сочетании с философией сюжета это давало очень интересные результаты. Сейчас этот ранний период творчества Костяникова можно было бы назвать «перламутровым» – именно он принес мастеру известность и востребованность. Парадокс: те же люди, которые прежде могли «зарубить» его работы на худсовете, стали ими восхищаться и предлагать помощь с проведением выставок.
– Когда готовил к изданию альбом «Пилигримы», стал собирать старые фото своих работ и подсчитал, что примерно из пятисот полотен, созданных в той манере, у меня на руках сейчас осталось чуть больше сотни, – признается мастер. – Появилась мысль объединить эти работы в проект, который я и представил на этой выставке.
P.S.
Несмотря на незаметно подкравшийся 60летний юбилей, Анатолий Костяников попрежнему «светел, бодр и молод душой», хотя и облекся в солидную мантию академика Российской академии художеств. Его желание творить и удивлять не пропало, разве что с годами мастер стал более серьезно относиться к делу своей жизни.
Андрей ТУРБИН