В год своего 140-летия Орловская детская музыкальная школа № 1 им. В.С. Калинникова признана победителем ежегодного конкурса Министерства культуры РФ «50 лучших детских школ искусств».
Старейшая в Орле
Порядковый номер в ее названии не случаен: это учреждение дополнительного образования не только старейшее в Орле, но и, пожалуй, в России. Школа стала преемницей музыкальных классов, открытых при Орловском отделении Русского музыкального общества в сентябре 1877 года. Среди первых преподавателей этих классов были выпускники Московской и Петербургской консерваторий – активные популяризаторы музыкальной культуры, энтузиасты, сумевшие заложить прочный фундамент для развития музыкального образования на Орловщине.
За минувшие 140 лет несколько поколений преемников и последователей первых педагогов сохранили и развили основные подходы к пропаганде музыкального искусства и методам обучения, получившие неофициальное название «орловская школа». Здесь, как в хорошей семье с богатой родословной, словно ценные реликвии, передают опыт самых талантливых педагогов и одаренных выпускников, организуют с ними творческие встречи, гордятся успехами.
Музей как класс
Сохранилась преемственность и среди руководителей учреждения. Почти 30 лет – с 1955 по 1983й – школой руководил прекрасный педагог и организатор Борис Гладков.
Потомственный музыкант, он сделал все, чтобы школа стала ведущим учреждением эстетического образования в Орле. Это благодаря инициативе Бориса Дмитриевича в 1965 году школе было присвоено имя выдающегося композитораземляка Василия Калинникова, а через год при самом активном участии преподавателяисследователя Евгения Кубарева, такого же энтузиаста, как Гладков, здесь был открыт единственный в стране мемориальный музей В.С. Калинникова.
Музей стал дополнительным «классом», где воспитанники знакомятся с биографией и творчеством не только композитора, но и педагогов – основателей школы. Их дело продолжила ученица Гладкова – заслуженный работник культуры Людмила Кочергина, руководившая коллективом 17 лет.
– Музей, как и активная концертная деятельность педагогов и учеников, как солидная просветительская программа детской филармонии, тесное партнерство с общеобразовательными школами, музеями и театрами Орла, наконец, как свой гимн, стали дополнительными бонусами к основным требованиям конкурса, – поясняет заместитель директора по концертнотворческой работе Юлия Кузовкова. – Но, прежде всего, учитывались число и качество реализуемых образовательных программ, активность и результативность наших воспитанников в творческих конкурсах разного уровня, квалификация педагогических кадров, наличие опубликованных ими научных работ, авторских программ, индивидуальных методик. Всем этим требованиям наша школа удовлетворяет полностью.
Первый шаг к профессии
Сегодня в ней музыкальное образование получают 730 учащихся от 4 до 17 лет. Обучение ведется по усовершенствованным программам раннего эстетического развития, а также основам музыкальной культуры, инструментального и вокального исполнительства. Но жизнь вносит свои коррективы – и вот уже несколько лет обучение ведется и по предпрофессиональным программам.
В его рамках детям предлагается по выбору освоить игру на 15 музыкальных инструментах – фортепьяно, струнных, народных, духовых и ударных, а с прошлого года учат и азам хорового пения. Ранней профориентации очень большое внимание уделяет нынешний директор школы Александр Козлов – педагог и концертирующий музыкант. В шутку называет себя «внукомнаследником» традиций школы, потому что в свое время азы профессии перенимал у заслуженного артиста РФ Виктора Михеичева, ученика Бориса Гладкова.
– Убежден, что обучение в музыкальной школе, которому дети посвящают 79 лет, не должно носить только общеразвивающий характер, – признается Александр Сергеевич. – Одна из наших главных задач – заложить основу профессионального обучения, подготовить ученика для поступления в музыкальный колледж. Школа располагает всеми условиями для того, чтобы стать первой ступенью профессионального образования, которое потом будет продолжено в колледже или консерватории. Даже если наш воспитанник выберет другую профессию, музыка поможет воспитать упорство и дисциплину, разовьет навыки общения, повысит общий культурный уровень.
Педагоги и ученики
«Все условия», о которых говорит Александр Козлов, – это, прежде всего, педагоги. Здесь, без преувеличения, собрана музыкальная элита города, педагоги педагогов: десятки ее выпускников разных лет преподают в музыкальных заведениях Орла, области, российских регионов и за рубежом. Более половины преподавательского коллектива самой школы – тоже ее выпускники. Многие носят звания «Заслуженный работник культуры», «Почетный работник общего образования», ежегодно становятся победителями городского конкурса педагогов дополнительного образования, привозят дипломы с региональных и федеральных профессиональных конкурсов. Их усилиями на всех отделениях созданы инструментальные ансамбли и оркестры, дающие возможность для более быстрого творческого развития, успеха и даже признания тем, кому в индивидуальном исполнительстве трудно преуспеть. Сегодня в школе действует 15 детских творческих коллективов – инструментальные ансамбли скрипачей, аккордеонистов, трубачей, гитаристов, а также три детских вокальных ансамбля. За их успехами на творческих конкурсах всех уровней стоит огромный труд и большая любовь к музыке и детям педагоговруководителей Лидии Седойкиной, Людмилы Кушнир, Владимира Митусова, Владимира Сенина, Владимира Борзенкова, Ирины Хрисаниди.
Есть и свои знаменитости. Это бывшие выпускники, прославляющие Орел далеко за его пределами. Их портреты по праву висят рядом с портретами лучших педагогов школы.
А она готовится к новому учебному году. И к традиционным хлопотам на этот раз прибавилась еще одна – подготовка к поездке в Москву за дипломом и сертификатом победителя конкурса «50 лучших детских школ искусств». И пусть эта награда будет в истории школы не последней, а статус первой и лучшей сохранится за ней навсегда.
Валентина Новошинская