В будущем году морская пехота России будет широко праздновать значительный исторический юбилей – 75-летие, хотя ее первые подразделения родились еще в 1705 году.
Отрадно, что в бессмертной когорте героев Великой Отечественной войны, среди выдающихся представителей ВМФ со всей страны, стоят наши замечательные земляки Н.А. Дубковский, В.А. Лаврищев, Н.А. Скворцов, И.А. Тесленко и многие другие достойные сыновья обширной тогда Орловщины.
…Никто из Дубковских и змиевцев не мог представить, что их сын и знакомый, обыкновенный крестьянин, прошедший начшколу и механизаторство в колхозе, окажется в составе ВМФ в 1940 году.
Николая призвали в учебный отряд ЧФ при школе младших специалистов связи. За год до начала реализации плана «Барбаросса» крепкий 20летний орловец проявил отличие и усердие в военподготовке, выучившись на пулеметчика.
В рядах 7й бригады морпехов (БМП) Дубковский и товарищи переживают весь негласный ужас «блицкрига» близ вотчины Русского флота – Севастополя. В тяжелейших кровопролитных боях, при эвакуации населения города на Кавказ, Николая Андреевича дважды ранило, он потерял многих сослуживцев.
Сражавшийся под началом героев обороны – командира и комиссара 7й БМП Е.И. Жидилова и Н.Е. Ехлакова, матрос Н.А. Дубковский после излечения в госпитале бил агрессоров на Малой Земле в феврале 1943го. Встречался ли воин с заместителем начальника политуправления Южного фронта, начальником политотдела 18й Армии Л.И. Брежневым – не суть важно. Уже через месяц после боев за новороссийскую твердыню его в качестве наводчика противотанкового ружья направляют в 386й отдельный батальон морской пехоты. Подразделению Дубковского поставят архисложную задачу – штурмовать первым рубеж обороны врага в ходе КерченскоЭльтингенской операции.
Чтобы выбить противника с Керченского полуострова, войскам СевероКавказского фронта, силам ЧФ и Азовской военфлотилии требовалось нейтрализовать 85тысячную группировку. Все подходы и проливы к полуострову были нашпигованы минами, к патрулированию побережья привлекались не юнцы, а асы люфтваффе.
Штурмовой батальон Николая десантировался с кораблей Новороссийской ВМБ у поселка Эльтинген. Высадка проходила в ночь на 1 ноября с бортов 116 плавединиц под охраной 13 торпедных катеров. 318ю стрелковую дивизию 18й Армии и два батальона ЧФ поддерживали морские авиаторы и летчикиштурмовики из авиадивизии 4й Воздушной армии. 140 орудий береговой и полевой артиллерии вели непрерывный прицельный огонь по вражеским укреплениям.
Тяжелое положение усугубилось сильным штормом в проливе. Изза ветра, качки и волн атакующие остались без боеприпасов, снаряжения и провианта. Непогода сковала силы снабжения, тогда как отважный 386й батальон с потерями укреплялся на суше под шквальным огнем контратакующих немцев.
В ходе штурма Николай уничтожил пять огневых точек. Его рота захватила участок противотанкового рва. Вместе с напарником, умело действуя противотанковым ружьем в течение 12 атак неприятеля, защитник Отечества Дубковский не покинул поле боя, будучи раненым.
За сутки бесстрашные советские десантники смогли овладеть территорией до двух километров в глубину и до пяти – в ширину. Обороняясь, рота морпехов орловца, находясь в противотанковом рве, отбила 15(!) атак фашистов. 2 ноября захватчики подтянули резервы и атаковали 18 раз, начав подавление русского десанта. В смертельных схватках под беспощадным свинцовым огнем всех калибров 1я стрелковая рота под лидерством лейтенанта П.Г. Дейкало остановила шесть танков крестоносцев навсегда. В том памятном адском бою раненый Николай Андреевич уничтожил два бронемонстра несколькими выстрелами подряд из противотанкового ружья…
За верность Родине и снайперство, проявленные в Эльтингенском десанте, краснофлотец Н.А. Дубковский 17 ноября 1943 года объявляется Героем Советского Союза Указом Президимума Верховного Совета СССР. Однако была и обратная сторона медали – немцы заблокировали и окружили десант «Черной смерти». До 7 декабря – прорыва из окружения – морпехи дрались 36 дней и ночей, наконец вырвавшись на южную окраину Керчи. В целях поддержки их выхода в бой бросили отряды 83й БМП.
Оккупанты контратаковали большими и свежими силами, поэтому наших десантников эвакуировали 1011 декабря с помощью «братвы» Азовской флотилии. При этом ратный труд морпехов отнюдь не сочли безуспешным, ибо участники Эльтингенского десанта взяли на себя сковывание крупных сил немцев, что и привело к победе коллег северовосточнее Керчи. Важную роль в операции и последующем освобождении Крыма сыграли как подчиненные, так и их командующие: генералполковник И.Е. Петров, вицеадмирал Л.А. Владимирский, контрадмирал С.Г. Горшков.
Неоднократно раненный, бывалый в огнях и на водах, старшина I статьи Н.А. Дубковский демобилизовался из доблестного КЧФ спустя год после Великой победы. Всю войну он мечтал вернуться домой, укрепить семью, заняться земледелием за рычагами или рулем трактора. Это было вторым рождением – возвращение к родному очагу, ключевой Неручи – через шесть лет грандиозных сражений и малых боев.
Бывший поселок Эльтинген вскоре переименуют в Героическое. Боевые заслуги моряка Н.А. Дубковского по праву увековечатся в названии парка, обелиска и мемориальной доски, торжественно открытых в послевоенной Змиевке. Видится, славному земляку часто приносились памятью эпизоды страшной войны, сродни со стихами Григория Поженяна – поэта, любимого военными и гражданскими мореманами:
И пока просыпались горны утром пасмурным и суровым,
Море виделось мне то черным, то – от красных огней – багровым.
Виктор и Сергей Рассохины, члены Союза российских писателей и организации «Флоту быть!»
Орел – Керчь – Змиевка – Орел