Одним из главных наслаждений жизни называет творчество преподаватель высшей категории Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел Галина Бурмакова, персональная выставка которой открылась 7 сентября в мэрии Орла.
Уходящая натура
Более двух десятков акварельных листов – воспоминания о нескольких пленэрах разных лет – представляют заповедные и любимые художницей уголки Орла. Автор выставки выбрала только те работы, которые передают ауру города как «родового гнезда» великих писателей. Здесь узнаваемые фасады музеев Леонида Андреева и писателейорловцев, резные наличники окраинных домов, цветущие палисады в окрестностях Мезенки и церковь Михаила Архангела со старинным фонарем перед ней. Художница воспринимает его как звено, соединяющее «уходящую натуру» Орла с современностью, и сетует на то, что не нашла воплощения давняя идея орловской интеллигенции создать квартал старого города, как это сделали в Суздале или Костроме. Хотя деревянная резьба Орла не уступает по изяществу той, что сохранилась в городах Золотого кольца России. В работах Бурмаковой эта резьба такая же светлая и чистая, как все, что представлено на выставке. На всех листах – только солнечные дни, только чистые краски и причудливая игра светотени. Галина Михайловна признается, что с детства любит яркие теплые цвета, за что ее – светловолосую и светлоглазую, неисправимую оптимистку – еще в школе прозвали «солнышком». Акварель же, поясняет художница, самая подходящая для ясного дня техника. У нее «легкое дыхание». Но и сама Бурмакова не один раз слышала в свой адрес от коллег и многочисленных учеников, что она – человек «легкого дыхания». Звучали эти слова и на выставке.
Учителя
Что в семье растет будущий художник, Бурмаковы не сомневались с первых лет жизни дочери. Как только Галя научилась читать, она стала лепить сказочных героев. В доме не осталось ни одного свободного подоконника все были уставлены пластилиновыми фигурками. В третьем классе школы № 26 учительница порекомендовала родителям отвести одаренную девочку в изостудию Дворца пионеров, которой руководил Владимир Воропаев.
– Это был педагог от Бога, – благодарно вспоминает своего первого наставника Галина Михайловна. – Его студия выходила окнами на запад, и когда мы во второй половине дня заходили сюда – все полыхало закатным огнем. Настроение создавали не только солнечные лучи, но и поющий щегол, белка, мудрый попугай – постоянные обитатели нашей изостудии. Я здесь чувствовала себя как в сказке, поэтому и учиться было интересно.
Когда в 1964 году при худграфе пединститута открылась первая детская художественная школа, Воропаев посоветовал Галине поступить в нее. Девочке и здесь повезло с учителями, среди которых были и супруги Галактионовы – Маргарита Михайловна и Эдуард Игнатьевич. Люди широкой души и разносторонних знаний, прекрасные художники, они открывали ученикам прекрасный мир искусства, учили их видеть, думать, чувствовать, сопереживать, вызывать своими творческими работами ответные эмоции зрителей.
Худграф института после выпускного она выбрала уже сама – видела себя не только за мольбертом, но и учителем: очень хотелось, чтобы в общеобразовательной школе уроки рисования проходили так же интересно, как у ее любимых преподавателей. В институте их число пополнилось: она старалась не пропускать ни одного занятия Людмилы и Камила Былинко, Иды Лучининой, Галины Саловой, Андрея Курнакова. Каждый – самобытный художник и при этом великолепный преподаватель и методист, у которого было чему поучиться.
Визуальный аккорд
Она впитала и творчески развила методические приемы, помогающие эмоциональному развитию школьников. Пятнадцать лет проработала Бурмакова в общеобразовательной школе. Гордится не столько детьми, которые под ее влиянием выбрали творческую профессию, сколько тем, что ее уроки рисования и черчения были желанны и любимы. Опыт предшественников и личные наблюдения легли в основу ее авторской программы «Визуальный аккорд», стимулирующей заинтересованность ребенка в работе и вызывающей эмоциональное отношение к миру. Для Галины Бурмаковой это очень важно – привести в действие эмоции ученика, воспитать в нем культуру чувств.
По книге «Визуальный аккорд» Бурмакова провела несколько семинаров и курсов повышения квалификации в Орле, Брянске, Магадане. Ее методикой пользуются коллеги в 64 регионах России, а также в Украине и Болгарии. За эту работу Галина Михайловна в 2009 году была удостоена звания лауреата Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель школы искусств РФ».
Ученики
Почти 30 лет она трудится в детской школе искусств и ремесел, пропустив за это время через свои руки и сердце десятки одаренных учеников. Одна из лучших учениц Галины Михайловны Анна Грибанова сегодня преподает в Академии художеств им. Глазунова. Ее персональная выставка уже второй месяц работает в Орле, в эти дни – в областной администрации. И это очень символично, что одновременно педагог и его ученица радуют земляков своим творчеством, прославляя орловскую школу живописи. Обе художницыпедагога в прекрасной форме и готовы еще много сделать для того, чтобы искусство объединяло людей в добре.
Валентина Новошинская