30 августа глава администрации Орла Александр Муромский подписал сразу три постановления, касающиеся планирования регулярных перевозок. Какие изменения повлекут за собой эти документы, «Орловской городской» рассказал начальник отдела организации транспортного обслуживания населения Вадим Ничипоров.
О новациях
– Организация транспортной сферы – живой процесс, – убежден Вадим Ничипоров. – Город растет, развивается, вместе с этим меняется интенсивность транспортных и пассажирских потоков на различных городских территориях.
Напомним, сегодня транспортное обслуживание Орла обеспечивается муниципальными транспортными предприятиями МУП «Трамвайнотроллейбусное предприятие», МУ ПАТП № 1 и 23 частными перевозчиками.
Они перевозят пассажиров по 3 трамвайным, 4 троллейбусным и 34 автобусным маршрутам, а в летний период – еще по 11 сезонным дачным маршрутам. Общее количество автобусов, перевозящих пассажиров, составляет 358 единиц.
Для удовлетворения спроса населения в безопасных и качественных транспортных услугах, снижения временных затрат на передвижения пассажирского транспорта и загрузки уличнодорожной сети регулярные перевозки планируют ежегодно. К примеру, действующие муниципальные контракты заключены на девять месяцев.
Сегодняшние новшества выразились в том, что план перевозок впервые будет действовать в течение сразу двух лет – с 1 января 2018 по 31 декабря 2019 года. Долгосрочные контракты – несомненный плюс для перевозчиков. Стимул для обновления парка машин, гарантия их бесперебойной эксплуатации.
Новый документ планирования детализирует требования к перевозчикам. Впервые определен перечень маршрутов и количество автобусов на них, имеющих не менее двух дверей для посадкивысадки пассажиров. Это значительно повысит удобства. Такие автобусы ходят и сейчас, но это не правило, а скорее, проявление доброй воли перевозчиков. А в скором будущем их наличие будет определяться нормативным актом. Транспорт с несколькими дверьми для посадкивысадки будет курсировать по маршрутам № 5, 9, 10, 15, 16, 20, 21, 26, 28.
Для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями будут использоваться 7 автобусов и 1 троллейбус. Они будут обслуживать пассажиров на маршрутах: № 5 «Мегакомплекс «ГРИНН» – п. Булгаково», № 9 «Микрорайон Зареченский – санаторий «Лесной», № 10 «ОАО «Северстальметиз Наугорское шоссе», № 16 «Ул. Планерная – ОАО «Северстальметиз», № 20 «Микрорайон Зареченский – ул. Космонавтов», № 26 «Ул. Часовая — санаторий «Лесной», № 28 «Мегакомплекс «ГРИНН» – ул. Цветаева» и троллейбус № 5 «Переулок Южный – Наугорское шоссе».
Названы маршруты, на которых используются автобусы определенной вместимости. К примеру, на маршрутах № 1, 8, 14, 18, 19, 22, 25, 39, 59, 60 – не менее 16 мест, № 12 – не менее 25 мест, № 9 – семь автобусов – не менее 25 мест, еще семь – не менее 35 мест, № 2, 5, 10, 15, 16, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 34 – не менее 35 мест.
О сокращениях маршрутов
Сейчас многие автобусные и троллейбусные маршруты дублируются. Необходимости в этом, по словам В. Ничипорова, нет. Так, два сокращаемых маршрута – № 47 и 48 – обслуживают Выгонку. Сейчас там четыре автобусных и один троллейбусный маршрут. Останется два автобусных и троллейбусный, на который поставят 12 единиц транспорта. Интервал движения будет 8 – 10 минут, что оптимально для всех желающих совершить поездку. Маршрут № 7 соединяет улицу Планерную с улицей Горького. Здесь останется троллейбус № 6.
После сокращения в городе останется 323 автобуса на 31 маршруте. Организаторы регулярных перевозок считают, что лишившиеся места водители смогут перейти на оставшиеся маршруты. Для перевозчиков логично использовать высвободившийся потенциал для работы, в том числе и в вечернее время. Ведь в целом по городу сегодня недостает примерно трети водителей от необходимого количества. Появится возможность заполнить вакантные места на маршрутах, где случаются срывы графиков, даже рейсов. В частности, наиболее проблемными являются маршруты: № 2 (909й квартал – Гайдара), № 1 (Лужки – Веселая Слобода), № 24 (санаторий «Лесной» – Наугорское кладбище), № 21 (Новая Ботаника – Рощинская).
О претензиях к работе
Для Орла характерны концентрированные по времени и направлениям часы «пик», которые продолжаются два часа утром и три – вечером. Общая продолжительность движения составляет 16 часов в сутки. Вечерние графики исполняются на 8085% от необходимого. Поставлена задача довести их до 95%. Инструменты – претензионная работа и штрафы.
С начала года сотрудники администрации направили перевозчикам 49 претензий, выписали 34 штрафа. На расторжение контрактов пока не идут.
Понятно, что нарушения есть у всех перевозчиков, но если прибегнуть к радикальным мерам, горожане останутся без общественного транспорта. Вечерние графики нарушают практически на всех маршрутах. А не исполняют требования контрактов потому, что простонапросто не хватает работников. Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, установленный приказом Минтранса. Если график установлен с шести утра до 23 часов, должна проводиться пересменка. Но наши водители, в большинстве своем, работают без сменщика и, кстати, штрафуются ГИБДД (время работы легко вычислить по путевому листу). Поэтому и сходят с маршрута к восьми часам вечера.
– Документ приняли заранее, чтобы перевозчики могли подготовиться, в том числе оптимизировать штаты, – пояснил руководитель транспортного отдела.
Александр СЕМЕНОВ