4 февраля начался прием заявок на участие в аукционе перевозчиков
Сроки проведения конкурса увязаны с выходом Федерального закона № 220-ФЗ. В нем определены новые правила проведения конкурсов, новшества в организации пассажирских перевозок, в том числе дополнительная ответственность за нарушения этих положений. При этом основная часть статей закона вступила в силу с 11 января 2016 года.
Формат регистрации
Конкурс проходит в формате электронного аукциона и в рамках действия Федерального закона № 44 о госзакупках и закупках для нужд муниципальных образований.
4 февраля размещено извещение о проведении аукционов с разбивкой по маршрутам. С этого момента перевозчики могут подавать заявки: срок подачи более сжатый, чем в предыдущие годы, – семь дней. Не более семи дней будет проходить и рассмотрение заявок. При этом перевозчик должен иметь электронную цифровую подпись, зарегистрироваться на федеральной торговой площадке и подать заявку в электронном виде, а не на бумажном носителе, как это было прежде.
Аукцион проводится на понижение цены. Как сообщил «Орловской городской» председатель комитета транспорта и связи Вадим Ничипоров, администрация на основе поступивших коммерческих предложений объявляет первоначальную цену контракта. Перевозчики снижают цену вплоть до того, что готовы сами заплатить деньги в бюджет города Орла за право обслуживания маршрута.
– Как пройдут торги, на какой цене остановятся, пока спрогнозировать трудно – это правило введено впервые. Однако администрация понимает, что городские маршруты востребованы, перевозчики готовы работать и платить за право извлекать прибыль, – поясняет Вадим Ничипоров. – И здесь появляется дополнительный экономический рычаг: если муниципальный контракт будет расторгнут раньше времени по причине нарушений со стороны перевозчика, недобросовестности, невыполнения условий в полном объеме, деньги, заплаченные в бюджет, ему не вернут. Повышаются риски перевозчика, что понуждает его более тщательно подбирать водительский состав (чтобы не хамили, не курили и т. д.), более требовательно подходить к соблюдению расписания, графика движения. За все эти нарушения в контракте будут заложены штрафные санкции, пени.
Принцип торгов
Один лот – один маршрут. При этом перевозчику не обязательно брать обслуживание маршрута целиком. В законе № 220-ФЗ появилось еще одно нововведение: при желании перевозчики могут объединяться в товарищество и так участвовать в аукционе.
Первоначальная цена будет отталкиваться от рентабельности различных маршрутов. На самых рентабельных будет минимум, который город готов заплатить перевозчику за работу. Для малорентабельных будет заложена начальная цена контракта в более высоком размере. «Мы готовы заплатить следующую сумму за обслуживание маршрута до 31 декабря 2016 года», – говорят организаторы. Далее конкурирующие перевозчики снижают цену.
Что изменится для пассажиров
Планируется, что все маршруты станут социально значимыми, с действием проездных билетов. Уменьшатся жалобы на долгое ожидание социального маршрута. Льготники смогут садиться в любую маршрутку, идущую в нужном направлении, и добираться до конечной, цели, пусть даже с пересадками.
По мнению организаторов конкурса, это станет хорошим стимулом покупать электронные проездные билеты и для обычных пассажиров, регулярно пользующихся общественным транспортом.
Количество маршрутов будет сокращаться. Сегодня действуют 49 маршрутов, планируется оставить 29. Но это не означает, что количество транспорта и возможность добраться до нужной остановки уменьшится вдвое. Если один маршрут будет закрыт, на дублирующем увеличат количество автобусов. Вместо «газелей» будут ездить «форды», «пежо» и другие более вместительные автобусы. Такие требования зафиксированы в реестре: на таких-то маршрутах – не менее 16 или 35 мест, а на некоторых – не менее 60. Кроме того, в техническом задании к аукциону будут прописаны требования по срокам эксплуатации транспортного средства – не старше четырех-пяти лет. Администрация перед конкурсом провела мониторинг маршруток и убедилась, что в городе можно набрать количество автобусов не старше пяти лет, чтобы закрыть все маршруты в необходимых объемах.
Маршрутная сеть
Некоторые маршруты останутся с привычными номерами, на других их поменяют. Кстати, по новому федеральному закону администрация должна уведомить перевозчика о необходимости уйти с маршрута за 180 суток до принятия решения. То есть маршрутчики до начала августа продолжат ездить привычной дорогой.
На сегодняшний день по маршрутам колесят 387 транспортных единиц. Предусматривается сокращение до 262. Специалисты считают, что это оптимальное количество для осуществления пассажирского транспортного сообщения в городе. Но маршрутная сеть будет меняться – при расширении микрорайона «Зареченский», после окончания строительства ул. Раздольной или многоквартирных домов на ул. Панчука.
Интервал движения на маршрутах планируется ограничить 7-10 минутами.
Ответственность
По закону она наступит с 15 июля 2016 года (через год после выхода закона). В частности, введено такое понятие, как карта маршрута регулярных перевозок. Она должна быть в каждом автобусе. При отсутствии водитель штрафуется на 5 тыс. руб., а ИП, который выдаст путевой лист без карты, – на 300 тыс. руб. Разумеется, карты маршрута не будет у тех, кто попытается работать нелегально.
Предусмотрена ответственность за перевозки транспортным средством с иными характеристиками, нежели указанные в карте маршрута. Иными словами, если указано не менее 35 мест, а на маршрут выехала «газель», штраф неминуем.
Предусмотрено наказание и за то, что автобус находится в ночное время (с 22.00 до 6.00) вне охраняемых стоянок. Это очень легко опеределяется с помощью системы ГЛОНАСС, которая установлена на всех автобусах, и подтверждается с помощью видео- и фотофиксации. И водителю, и перевозчику – должностному лицу выносится штраф.
Водителю придется отвечать также за посадку-высадку вне остановочных пунктов. При этом «Остановки по требованию» будут помечены в паспортах маршрутов. А вот «за поворотом, перед зеброй, у магазина» водитель вряд ли рискнет выпускать пассажиров – это будет слишком накладно для его кармана.
Контролировать соблюдение законодательства и выписывать протоколы за нарушения будет федеральная структура – управление Государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Орловской области.
Муниципальные транспортники
ПАТП-1 будет участвовать в аукционе наравне с частными перевозчиками. Сейчас муниципальное транспортное предприятие располагает 45 автобусами и полностью обслуживает пять маршрутов, еще четыре маршрута – совместно с частниками. В общей сложности на его долю приходится около девяти процентов рынка перевозок. Но есть право брать транспортные средства в аренду и при правильной экономической политике ПАТП-1 вполне может претендовать на 30–35 процентов рынка.
Александр СЕМЁНОВ