Несмотря на кризис и сокращение объемов оборота торговли в минувшем году, Орел по-прежнему остается одним из лидеров в ЦФО по обеспеченности населения торговыми площадями.
Кризис не помеха
По данным городской администрации, общая торговая площадь предприятий розничной торговли на начало 2016 года составила 458,5 тыс. кв.м, или 1,4 тыс. кв.м на тысячу населения города. Это более чем в 2,6 раза превышает норматив обеспеченности населения торговыми площадями. В минувшем году в сфере торговли в целом появилось 29 новых объектов, в розничной сети — 41. Общепит пополнился 11 предприятиями. Количество ярмарок не изменилось. Закрылась одна организация оптовой торговли и 22 объекта нестационарной торговой сети (киоски, павильоны).
В 2015 году в областном центре продолжилась экспансия крупных, в том числе федеральных сетей. Только в Северном районе открылись четыре новых объекта: торговый комплекс «Лента», торговые центры «Европа», «МЕТРО Кэш энд Керри» и ТЦ по Московскому шоссе, д.120а. Кроме того, АО «Корпорация «ГРИНН» ввела в эксплуатацию два торговых центра «Линия» – на Кромском и Карачевском шоссе. На сегодня в Орле 57 торговых центров и комплексов. В сфере торговли работают
27298 человек (для сравнения: в промышленности – 17 500).
В наступившем году в планах ритейлеров строительство новых ТЦ: «Линия» на территории Северного рынка, «Европа» – на бывшей территории завода им. Медведева. Кроме того, в ТРЦ «РИО» вместо закрывшегося гипермаркета «НАШ» появится гипермаркет французской сети «АШАН».
Продуктовая розница – в плюсе
Кризис, очевидно, внес коррективы в структуру розничной торговли. В минувшем году наиболее динамично развивался сегмент продуктовой розницы. Количество магазинов в этом сегменте увеличилось на 51 единицу. В частности, дополнительно введены в эксплуатацию 14 магазинов по продаже разливного пива, четыре – по продаже кондитерских изделий. Выросло также количество сетевых магазинов, например, «Дубки» (+5 объектов), «Кристалл» (+3), «Свежее мясо» (+8), «Красное-белое» (+9), «Дмитрогорский продукт» (Тверская область; +11 объектов). Два новых магазина «Магнит» открыло АО «Тандер».
Заметным событием минувшего года стал передел рынка продуктовой розницы, где сменились ведущие игроки. Прекратило деятельность орловское ЗАО «Паллада торг». Большинство его бывших магазинов «Сберегайка», «Росинка», «Апельсин» перешли к торговым сетям: ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» (г. Москва) – 6 единиц; ЗАО «Паллада торг» (г. Липецк) – 29; ООО «Регион-продукт» (г. Липецк) – 6; ООО «Град-Сервис» (г. Елец) – 7 единиц. Еще 5 магазинов закрылись. Закрылись также два гастронома «Алми». В то же время компания X5 Retail Gpoup запустила в Орле магазины и универсамы своей сети «Пятерочка», а в конце января этого года открыла первый супермаркет сети «Перекресток» и обещает еще два. В прошлом году на орловский рынок вышла также компания «Дикси», открывшая три одноименных супермаркета.
Кто в минусе
Кризисная экономия, когда люди вынуждены откладывать крупные покупки или отказываться от них, негативно сказывается на непродовольственной рознице. Количество магазинов в Орле, торгующих промышленными товарами, сократилось на 24 единицы. Сумели нарастить присутствие на рынке только продавцы канцтоваров и учебников (+8 объектов), оптики (+7), товаров для животных (+5) , дверей (+5), автозапчастей (+5) и цветов (+4 объекта). От трех до двух новых торговых точек запустили сетевые магазины «Оптимист», «Заодно», «Магнит-Косметик», «Семь дней». Были введены в эксплуатацию автосалон «Орел-Экспо» по продаже автомобилей с пробегом, магазины «СтройДвор Северный», «Триал-Спорт», «Сантехника», секонд-хенд «Во!Ва!».
При этом закрылись: автосалон по продаже автомобилей «Ниссан», автосалон «Шкода» (переехал на территорию Орловского района), три магазина «Центр Обувь», три интернет-магазина «Enter Связной», магазины «Дар Обувь», «Уют плюс» и ряд других.
Пивной бум
В сфере общественного питания в Орле в прошлом году наиболее динамично развивались сеть суши-маркетов и предприятий быстрого питания, таких как «Жар Пицца», «Моя Пицца», «Макдоналдс». Кроме того, дополнительно открыто 8 пивных заведений. На сегодня в Орле 27 ресторанов, 29 баров, 134 кафе,
7 кофеен, 101 столовая, 113 закусочных, 52 буфета, один магазин кулинарии и три предприятия быстрого обслуживания.
Нетрудно заметить, что в лидеры общепита вышел такой формат, как закусочные. Многие из них располагаются на первых этажах или в пристроенных помещениях многоквартирных домов и продают разливное пиво до глубокой ночи (в отношении объектов общепита законодательство намного мягче). Это те самые пивные заведения, которые наряду с расплодившимися пивными магазинами вызывают многочисленные жалобы жителей на постоянный шум, нездоровую обстановку. На сессии Орловского горсовета 3 февраля депутаты выступили с законодательной инициативой в облсовет, предложив внести поправки в соответствующий закон Орловской области и ограничить торговлю пивом в таких заведениях с 9 до 21 часа.
Киоски уходят в прошлое
С развитием торговых сетей сокращается доля нестационарной торговли — киосков, павильонов, ларьков. За 2015 год их стало меньше на 22 единицы. Этот процесс ускорился после запрета продажи в нестационарной сети пива и табака. Некоторые киоски и павильоны владельцы переоборудовали под закусочные, мини-магазины. За год демонтированы 26 киосков, установлен один (по ремонту обуви). Открыты шесть павильонов, демонтированы — три.
С сентября 2015 года установка павильонов и киосков в Орле возможна только на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, разработанной муниципалитетом. В местах, не включенных в схему, их устанавливать запрещено. Существуют и другие ограничения для нестационарных объектов. К примеру, их нельзя размещать на остановках общественного транспорта, а также в 10-метровой зоне от их границ (за исключением павильонов, расположенных в комплексе с остановочным павильоном). Запрещено ставить павильоны или киоски ближе 5 метров от окон жилых и общественных зданий и т.д. Размещение объектов нестационарной торговли осуществляется на конкурсной основе. В частности, городские власти вскоре намерены провести аукцион на право заключения договоров на размещение павильонов и киосков сроком действия до трех лет.
Только цифры
На 1 января 2016 года общее число организаций торговли в Орле составило 3391.
Среди них:
• 2125 магазинов;
• 477 предприятий общественного питания;
• 540 объектов нестационарной сети (в том числе: киосков – 381; павильонов – 159);
• 236 объектов оптовой торговли;
• 13 ярмарок.
Людмила Федосова