Очередной, 203-й сезон в театре им. И.С. Тургенева открывается 5-6 октября юбилейными вечерами народного артиста России Петра Воробьева
Он играет главную роль в музыкальной комедии «Жить и умереть на сцене», поставленной московским режиссером Ильдаром Гилязевым по водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин».
Накануне премьеры Петр Сергеевич встретился с корреспондентом «Орловской городской газеты».
От станка – на сцену
– У моих родителей Антонины Михайловны и Сергея Григорьевича было четыре сына. Трое «нормальных», с хорошими мужскими специальностями, в которых они достигли больших высот, а вот четвертый подался в артисты. Правда, я тоже после школы окончил техническое училище и работал слесаремсборщиком. Но однажды зашел с товарищами в заводской клуб, где шла репетиция народного театра. Ставили спектакль «Поздняя любовь» по Островскому. У парня никак не получалась роль Дормидонта, что вызвало мою громкую реакцию: «Что же тут трудного, я бы смог сыграть!».
Это услышала режиссер Анна Павловна Рыжкова и предложила подняться на сцену. В итоге я получил роль Дормидонта, а когда спектакль повезли в Минск на фестиваль народных театров, меня увидела режиссер Минского ТЮЗа Любовь Ивановна Музалевская, которая и посоветовала перейти на профессиональную сцену.
После показа худсовету я был принят в штат ТЮЗа с зарплатой в 65 рублей. Это после 200, которые зарабатывал на заводе.
Боялся, что такой поворот в судьбе не примут родители. Но моя мудрая мама, которая никогда ничего не запрещала своим сыновьям, и в этот раз повторила памятную нам с детства «воспитательную» фразу: «Слушайте внимательно тех, с кем говорите, и сами делайте вывод, как надо и как не надо жить».
И я уехал в Минск. Музалевская не только разрешила мне смотреть все репетиции и спектакли, но и договорилась о моем свободном посещении актерского курса в институте культуры. Там я проводил все свободное от театра время: занимался сценической речью и движением, фехтованием, учился петь, танцевать. Я впитывал все, что мог, буквально насыщался духом сцены, не стеснялся спрашивать. Из месяца в месяц мои роли в театре становились все значительнее, а спустя год я уже играл несколько главных.
Жизнь – не по учебникам
– А потом случились гастроли ТЮЗа в Витебске, и режиссер академического театра им. Якуба Коласа Иосиф Степанович Попов предложил мне не только место в своей труппе, но и квартиру. Так я вернулся в родной город и проработал там 13 лет. Попов всерьез взялся за пробелы в моем общем и профессиональном образовании. Я получил от него список произведений русской и зарубежной литературы, которые был обязан прочитать с карандашом в руках, а также список деятелей культуры, на творчестве которых должен был учиться. Так что жизнь я учил не по учебникам, и это в моем случае самые лучшие «университеты». А еще судьба одарила меня и многолетней совместной работой с народным артистом СССР Александром Ильинским – прекрасным актером и педагогом. Он не только не отмахивался от моих «как вы это делаете?», но даже разбирал мою игру, давая советы.
Наблюдая за моим профессиональным ростом, Попов давал мне играть самые разные характеры – от Отелло до 90летнего старика. И в 27 лет я был удостоен Государственной премии БССР.
Она мне улыбнулась
В 1974 году по причинам личного характера я решил переехать из Белоруссии в центральную Россию и списался с несколькими театрами. Ответили из Орла и Воронежа. Начал с Орла, и первая с кем я здесь познакомился, была директор театра Марина Наумовна Соколова. Она так мне улыбнулась, так очаровала радушием, что до Воронежа я просто не доехал. С легкой руки Соколовой я уже 43 года на орловской сцене, а в профессии 58 лет. Так что недалек новый юбилей. Надеюсь, что встречу его в хорошей форме.
Позднее, когда мы с Соколовой вместе играли на сцене, я узнал, какая это большая артистка и превосходная партнерша. Хороший партнер – это половина успеха спектакля, и я рад, что большинство наших молодых артистов не только крепкие профессионалы, но и надежные партнеры на сцене. Всегда с удовольствием играю с Андреем Царьковым, с полуслова понимаю Ольгу Форопонову — Лизаньку, узнаю себя молодого и любознательного в Павле Сыромятникове, который пробует себя и в режиссуре… Рядом с такими актерами стареть стыдно, поэтому я держу себя в форме, рассчитывая на новые роли. Уже присмотрел одну на ближайшее будущее…
Да здравствуют сомневающиеся!
Всегда опасался людей, которые никогда не ошибаются и ни в чем не сомневаются. Не дай Бог с таким работать — умертвит все творческое начало в актере. Поэтому необыкновенно рад тому, что наш худрук Игорь Анатольевич Черкашин — человек сомневающийся и таких же приглашает для постановок в театре. Ильдар Гилязев тоже из тех, кто требует от актера не слепого повторения, а своего видения роли. Умный режиссер с безукоризненным литературным вкусом, обладающий редким умением расположить к себе очень разных людей, объединить их для решения общей задачи, создать комфортную творческую атмосферу. Это очень важно для спектакля, потому что театр в отличие от кино не имеет предела для совершенствования. Я очень люблю этот этап работы над спектаклем, когда уместны споры с режиссером, совместные поиски рисунка роли, степени актерской импровизации. А уж в таком благодатном материале, как водевиль из театральной жизни, без импровизации – ни шагу.
Да, я сам выбрал для юбилейного спектакля эту пьесу. Были варианты, даже «Король Лир» звучал, но я подумал о том, что в бенефис нужно не только самому получать удовольствие от игры, но доставить радость и зрителям, и своим коллегам. Нас, актеров, хлебом не корми — дай новую роль. А в этом спектакле больше 20 разновозрастных персонажей. Так что, надеюсь, скучно не будет ни на сцене, ни в зрительном зале.
Записала Валентина Новошинская