По мнению руководства ТТП, внедрение электронных проездных в муниципальном общественном транспорте не оправдало себя. Генеральный директор ТТП Александр Коровин обратился к врио губернатора Андрею Клычкову с просьбой рассмотреть вопрос о замене компании, обслуживающей автоматизированную систему оплаты проезда. Или… вернуть орловцам бумажные проездные.
«Орловская городская газета» узнала причину столь резких заявлений.
– Поставить вопрос ребром нас вынудила ситуация, сложившаяся на предприятии в результате перехода на электронные проездные, – пояснил заместитель генерального директора по эксплуатации Михаил Калекин. – За три года, прошедшие с момента внедрения автоматизированной системы, нашим партнерам так и не удалось отладить ее работу. Вместо упрощения процесса оплаты проезда и кондукторы, и водители, и пассажиры получили дополнительные сложности, а финансовое положение ТТП только ухудшилось.
Критика руководства трамвайнотроллейбусного предприятия в первую очередь обращена к работе АО «РИЦ Орловской области».
– Эта компания — правопреемник Единого центра процессинга и биллинга, который был единственным участником проведенного администрацией конкурса на право обслуживания автоматизированной системы, – напомнил Калекин. – Несмотря на то, что многие фирмы предлагают более выгодные условия сотрудничества, мы вынуждены иметь дело с партнером, работа которого нас не устраивает.
Перечень претензий (все они перечислены в письме в адрес главы региона) довольно внушителен. Мы приведем самые серьезные.
Кондуктор вместо турникета
По условиям договора в салонах трамваев и троллейбусов должны быть установлены турникеты, чтобы ТТП могло уйти от необходимости содержать кондукторов. Однако этого не произошло. Терминал по «считыванию» электронных билетов стал «орудием труда» кондуктора — в придачу к довольно увесистой сумке с мелочью и рулончиками билетов. И к тому же довольно ненадежным орудием. Проездной нередко приходится прикладывать к валидатору по нескольку раз, а то и перезапускать прибор. Это вызывает недовольство пассажиров, а кроме того, задерживает работу кондуктора и приводит к финансовым потерям. Часть пассажиров с «живыми» деньгами успевают доехать до своей остановки и выйти, не оплатив проезд. Ведь добраться до кондуктора сквозь плотную стену пассажиров (особенно в часы пик) бывает просто невозможно. Недобор средств негативно отражается как на финансовом положении ТТП, так и на зарплате кондукторов.
Плохое качество терминалов
Валидаторы, используемые в орловском общественном транспорте, – китайского производства. Они источают неприятный запах, часто выходят из строя и не находятся «на связи» с сервером, что не позволяет в онлайнрежиме передавать системе сведения о количестве льготных поездок.
Несовершенство электронных карт
Электронный проездной представляет собой пластиковую карту с ФИО владельца и магнитной полосой, которые довольно быстро стираются. Отсутствие ФИО приводит к невозможности удостовериться в праве человека на льготный билет, а размагниченность – к необходимости замены документа по довольно высокой цене — 175 рублей. Платить за замену приходится владельцу. Между тем многие компании уже предлагают перфорированные персонализированные карты с чипом, позволяющие при приложении ее к валидатору идентифицировать владельца по фотографии, появляющейся на дисплее.
Кроме того, не на всех электронных билетах имеется надпись о том, что он действителен только при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу. Многие пассажиры его и не возят. И это провоцирует конфликты. К слову, нередки случаи, когда люди, не имеющие права на льготу (например, отчисленные студенты или заочники), ездят по льготному проездному. Причину тому в ТТП видят в отсутствии единой базы льготников.
Непрозрачность системы
По словам начальника службы организации учета и сбора выручки ТТП Анны Ореховой, установленная программа не позволяет ни анализировать текущую ситуацию с льготным проездом, ни прогнозировать сбор выручки. Кроме того, данные о количестве поездок, снятые с терминала, часто расходятся с данными, отраженными в системе.
– Автоматическая система оплаты проезда была введена для обеспечения прозрачности учета поездок льготников и четкого распределения полученных средств между перевозчиками, – говорит Анна. – Но на деле все не так. Мы не видим ни количество пассажиров, купивших льготные билеты, ни число совершенных поездок, ни маршруты их перемещения. Не можем проверить, действительно ли доля ТТП по перевозке льготников упала почти вдвое. Мы неоднократно направляли свои претензии компанииоператору, выносили эти вопросы на совещания в администрации города и области, но ничего не меняется.
Генеральный директор МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие города Орла» Александр Коровин:
– Я всецело за то, чтобы уйти от наличных денег при оплате проезда. Но анализ сложившейся финансовой ситуации показал, что при прежней системе и при нынешнем тарифе ТТП зарабатывало бы на 45 миллионов больше, чем сейчас. Мы несем потери. Настал момент, когда нужно решать, что делать: сохранять предприятие или избавляться от того, что тянет вниз. Нужно или привести работу АО «РИЦ Орловской области» в соответствие с условиями договора, или заменить его на более добросовестную компанию, либо вернуться к проездным билетам на бумажном носителе. Иначе ТТП грозит банкротство.
Наталья Филатова