Кто и почему тормозит процесс развития территориального общественного самоуправления в Орле.
По мнению одного из самых продвинутых «самоуправленцев» города Андрея Мордукова, одновременно возглавляющего и домовый комитет, и крошечную – на три дома – управляющую компанию с одноименным названием, это отнюдь не чиновники.
Хотя бюрократии в вопросах создания и функционирования органов ТОС тоже хватает. Один созыв конференции по выбору председателя (в просторечии старшего по дому) чего стоит.
Впрочем, почти все шишки на этом пути уже давно собрали первопроходцы «дворовой власти», несколько лет назад вместе со специалистами по работе с населением и депутатами горсовета в жарких баталиях выработавшие Положение о ТОС и примерный Устав. И теперь домовые комитеты создаются по единому алгоритму.
А вот в решении проблем, возникающих у домкомов в реальной работе с соседями, такого алгоритма, к сожалению, нет. И создать его только снизу, без государственного участия, невозможно.
Потому что, несмотря на разговоры на всех уровнях о необходимости развития соседских сообществ и поддержки инициативы на местах, на деле руководители органов ТОС живут в постоянном преодолении препятствий.
Об этом «Орловской городской газете» и рассказал Андрей Мордуков.
Бей своих
Домовые комитеты, которые составляют большинство органов ТОС в Орле, создаются и действуют в границах многоквартирного дома. Домкомы проводят работу с жителями, занимаются вопросами благоустройства, досуга, взаимодействуют с управляющими компаниями и депутатами и т.д. Во многих домах председатели домовых комитетов возглавляют и советы собственников, что добавляет им забот и по контролю за состоянием общедомового имущества.
Но ни они, ни собрание собственников, ни организованное соседское сообщество не являются главными в доме, считает Андрей.
– И это не управляющая организация, не муниципалитет, не государство. В доме хозяйствует маргинальный тип, которому ничего не надо и который плевать хотел на всех. Именно он в силу нашего законодательства «строит» и соседей, и свой ТОС, и все государственные структуры вместе взятые.
Например, собственники приняли план проведения ремонтных работ, утвердили на общем собрании, но комуто это не понравилось, и он дал задание жилищной инспекции разобраться. Или люди договорились собирать на работу домового комитета какуюто сумму (к примеру, рубль с квадратного метра). Но найдется один недовольный, который решит опротестовать это решение. И опять органы госвласти работают на него — проводят проверку по заявлению, ищут несоответствие законам, выдают предписания, налагают штрафы.
Практически все председатели домовых комитетов – достойные люди с многолетним опытом – становились жертвами таких разбирательств, требующих времени, выматывающих нервы. Почтенных людей вызывают в кабинеты, устраивают им допросы за их работу, за их активную жизненную позицию, за то, что они подругому не могут. Полная незащищенность – ни от «писателей в инстанции», ни от самих инстанций.
Все за свой счет
Механизма финансирования работы органов ТОС законодатели не продумали. В ведении управляющей организации Андрея Мордукова три дома. В каждом есть домовый комитет. В каждом были приняты решения собственников о плате за содержание ТОС. Одно решение отменено жилинспекцией по суду, другое – самим ведомством. То есть люди, а почти все они пенсионеры, мало того, что тратят свое личное время ради общественного блага, так они еще должны за свой счет покупать бумагу для распечатки документов, платить за проезд, когда им нужно решить какойто вопрос в администрации. И добровольное осознанное решение жителей о сборе платы на содержание домкома — а по сути, это форма участия в общедомовых делах — отменяется. Не положено.
– С такой же проблемой мы столкнулись и при осуществлении управленческих функций, – говорит Андрей. – Наша управляющая организация решила взять на себя все издержки по нормативам на ОДН, не делая начислений собственникам. Так жилищная инспекция наказала нас за это на 100 тыс. рублей. Здравый смысл, экономика дома вошли в противоречие с формальными требованиями. Вот и весь разговор про «управляйте сами» и «вы хозяева в своих домах».
В чем сила ТОС
Это знают все: в самоорганизации жителей. Но это на бумаге и в речах с высоких трибун. На деле же само по себе объединение жителей почти ничего не дает. Ну разве что в подъездах картины развесить и цветник во дворе устроить, чтобы поучаствовать в конкурсе на лучший дом. Преимуществ для включения в действительно серьезные процессы даже у хорошо работающих ТОСов нет. Если, конечно, за ними не стоит сильный депутат. Самый свежий пример — выбор дворов для участия в программе «Комфортная среда». По идее, озвученной на федеральном уровне, деньги на благоустройство должны были получить наиболее организованные сообщества жителей. Однако все знают, как это было. Решения общих собраний принимались, когда перечень дворов фактически был уже определен.
Нужно объединяться
По мнению Мордукова, в Орле необходимо создать орган, представляющий интересы территориального общественного самоуправления на самом высоком уровне.
– Таким органом вполне может стать региональное объединение ТОСов, – считает он. – Попытки объединения домовых комитетов на уровне кварталов и районов города уже предпринимались, но реальной силой они не стали. Кстати, со стороны федеральной власти тоже звучат предложения о создании ассоциаций ТОС. Значит, для этого действительно пришло время.
Ирина Никишонкова