Так назвал свою выставку, открывшуюся в областном выставочном центре, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Дмитрий Слепушкин. Она приурочена к 50-летнему юбилею мастера.
Один из «столпов»
Практически с момента основания Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Дмитрий Слепушкин преподает в ней, а с 2003 года руководит мастерской портрета. По словам художника, ценой огромных усилий Илья Сергеевич сумел возродить почти прервавшийся процесс утверждения великой русской реалистической художественной школы, которая триумфально сложилась к началу ХХ века и которая стараниями всевозможных «новаторов и революционеров» от искусства втаптывалась в грязь. Причем как в прошлом столетии, так и в нынешнем.
Увы, Илья Глазунов ушел из жизни. Зато осталось его Дело. Академия продолжает жить, в том числе благодаря тому, что Мастеру удалось подобрать и сплотить целую плеяду талантливых педагогов. Один из тех, кто стоял у истоков и продолжает трудиться в академии, – профессор Дмитрий Слепушкин.
В мире искусства он известен не только как педагог, но и как признанный художникбаталист, автор исторических полотен. Впрочем, выставка, которую он представил на суд орловцев, показывает и другие грани его таланта – портретную и пейзажную живопись.
Азы профессии
– Я вообще не понимаю деления искусства на современное или несовременное, а значит, старое, отжившее свое, – заявляет автор выставки. – Есть хорошие художники и плохие, талантливые и бездарные. На мой взгляд, в искусстве нет прогресса. Боттичелли и Суриков гораздо современнее многих ныне живущих творцов.
Художник подчеркнул учебную направленность экспозиции, поскольку исходил из того, чтобы орловские студенты (именно они по его замыслу должны стать главными зрителями) смогли увидеть творческую кухню.
– Для настоящего художника школа крайне важна, ведь именно она является подлинной основой, учит мастерству. Необходимо стараться постичь азы профессии. Чтобы никто не смог вас упрекнуть в незнании, неумении нарисовать чтолибо. А достигается такой результат долгим кропотливым трудом. То, что сегодня происходит в Европе, – яркий пример потери серьезной школы, причем уже в третьем поколении. Различными околохудожественными акциями или, как принято говорить, инсталляциями можно на какоето время удивить зрителей и убедить даже самих себя в своей исключительности, но к подлинному мастерству это никак не приблизит, – считает Дмитрий.
Анатолий Костяников, заслуженный художник России, почетный академик РАХ
– Сегодня, когда не стало Ильи Глазунова, ответственность за его дело, за сохранность русского реализма – как художественной школы – лежит на преподавателях академии. В этом смысле Дмитрия Слепушкина можно назвать одним из бойцов, защищающих нашу духовность, наше культурное наследие от нападок тех, кто хочет, чтобы Россия избавилась от этого «лишнего» (по их мнению) груза.
Николай Силаев, заслуженный художник России
– Дмитрий Слепушкин очень разносторонний и одаренный человек. Великолепный пленерщик. Тонко чувствующий художник. Считаю, что и ученики орловских художественных школ, студенты худграфа и художественного училища должны ходить в такие залы как можно чаще, чтобы на примере выставленных работ учиться настоящему мастерству.
Олег Молчанов, заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ
– Для меня в последнее время Орел стал почти родным. Не первый раз приезжаю сюда и на этот раз представляю творчество моего давнего и большого друга, единомышленника Дмитрия Слепушкина. Хорошо зная его, тем не менее, постоянно удивляюсь, как он успевает все: и серьезно заниматься живописью, и преподавать, и воспитывать прекрасных детей. Он очень позитивный, культурный человек, никогда не замеченный в склоках, на которые творческие люди, увы, бывают падки. Кроме того, он Павловский гренадер, участник движения военноисторической реконструкции, которому отдается с большой страстью.
Андрей ТУРБИН