Памяти Героя Советского Союза и Испании, комбрига, помощника командующего ВВС Орловского военокруга по вузам Э.Г. Шахта
Кровопролитные события Первой мировой, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны, годы первых пятилеток сформировали новый боеспособный костяк Вооруженных сил Страны Советов. Интернациональный дух большевизма витал и в кайзеровской Германии, вследствие чего на стороне «красных» оказались многие немцы.
Сегодня мы часто вспоминаем о легендарном разведчике Рихарде Зорге, но почти ничего не знаем о выдающемся авиаторе, организаторе ВВС РККА Эрнсте Шахте или об орловском «Пауле Зиберте» – Герое Советского Союза Роберте Клейне. О первом из них – наш нынешний рассказ.
Швейцарец Шахт – из Базеля, родился, когда Россия воевала на суше и на море с Японией. Трудовая семья, без радужных перспектив на будущее, воспитала в Эрнсте трудолюбие, чувство товарищества, раннюю самостоятельность. Параллельно учебе, юноша работал подмастерьем электромонтера и маляром, рано увлекся учением Маркса – Энгельса. К окончанию Первой мировой в административном центре полукантона БазельШтадт, что на Рейне, было не до красот ренессанского романскоготического собора и ратуши: здесь открылся и действовал Коммунистический союз молодежи Швейцарии.
В рядах единомышленников Шахт был замечен руководством ЦК и избран техническим секретарем. Во главе комсомола Швейцарии он участвует в работе Молодежного интернационала в Берлине.
Следовало ожидать, что его деятельность не останется без внимания «пинкертонов» и «доберманов» режима – последовали арест за арестом. Позже, за два года до смерти Ленина, целеустремленного Шахта (во избежание тюрем, ссылок и казни) вывезли в Советский Союз.
Гостеприимство новой Родины, дружеский настрой и рекомендации товарищей подтолкнули 19-летнего Эрнста к воплощению мечты сотен мальчишек – покорить небо. Его направляют на курсы военлетов в авторитетную Борисоглебскую авиашколу, где счастливый случай свел начинающего пилота с малоизвестным «воздушным хулиганом», будущим основоположником фигур высшего пилотажа Валерием Чкаловым.
Не без влияния Чкалова и его ближайшего окружения Шахт зарекомендовал себя успешным, смелым и решительным авиатором.
Эрнст не останавливается на достигнутом в Борисоглебске и получает направление в Московскую школу высшего пилотажа. После столицы «красный немец» отличился в Серпуховской авиашколе воздушных снайперов.
В конце 20х и вплоть до середины 30х годов еще пылали очаги сопротивления советской власти, особенно в Средней Азии. Получив назначение в 35й авиаотряд, красвоенлет Шахт участвовал в разгроме басмачей, постоянно вылетал на разведку многочисленных банд. Защитника завоеваний пролетариата наградили именным «маузером» и орденом Красного Знамени. Впоследствии командир звена был назначен лидером авиаотряда.
Возглавляя особую эскадрилью военнотранспортного назначения, Эрнст Генрихович тяжело переживал приход к власти в Германии фашиствующей клики Гитлера. К тому времени летная судьба свела его с первостроителем ВВС РККА Я.И. Алкснисом, со многими выдающимися летчикамииспытателями и авиаконструкторами Н.Н. Поликарповым, А.Н. Туполевым, А.С. Яковлевым. Он был лично знаком с одаренными конструкторами, оружейниками, представителями высших эшелонов партии, наркоматов и всесоюзных СМИ.
Алкснис не раз бывал в Орле и даже опекал вдову Сергея Есенина – Зинаиду Райх. На улице СалтыковаЩедрина (у здания УВД) висит мемориальная доска расстрелянному командарму 2го ранга. Никто из «сталинских соколов» ни в одном из кошмарных снов представить не мог, что его личный пилот, ленинский орденоносец Шахт будет сметен режимом вместе с семьей под ложной формулировкой «враг народа».
Накануне массовых репрессий доброволец Шахт бил фашистов в небе Испании, бомбардировал мятежников Ф. Франко на «катюшах». Храброго командира Шахта наградят «Золотой Звездой» Героя Советского Союза в числе первых летчиковдобровольцев, среди которых, кстати, был и уроженец Колпны Владимир Бочаров, удостоенный высшего звания воинской доблести посмертно. На торжественном приеме при награждении Эрнст Генрихович выразил свое видение верности присяге: «Легко отдавать жизнь за Советскую социалистическую Родину. Но мы не будем умирать. Мы будем побеждать!».
Работая свыше 12 лет над книгами о судьбе и творчестве Николая Поликарпова («Сердце над облаками» и «Штурмующий небо»), над документальным фильмом об авиаконструктореземляке «Штрихи к портрету «Короля», авторы строк столкнулись с зловещим фактом истории Отечества. В серединеконце 30х годов были репрессированы 44 000 человек из офицерского состава Вооруженных Сил СССР.
В разгар репрессий полковник ВВС, будущий комбриг Шахт встал во главе Липецкой высшей летнотактической авиашколы, которая входила в военноадминистративную юрисдикцию Орловской области. Уже репрессировали ее начальника Н.Я. Котова, арестовали Я.И. Алксниса, Я.В. Смушкевича, авиаконструкторов К.А. Калинина и Р. Бартини, на волоске висела жизнь Н.Н. Поликарпова.
Перед войной генералмайор Шахт обучался при Академии генштаба на курсах высшего комсостава, после чего заступил на должность помощника командующего ВВС Орловского военокруга по военноучебным заведениям. 22 мая 1941го заслуженного авиатора арестовали представители НКВД как «германского шпиона и соучастника антисоветского военнофашистского заговора». Родителям и друзьям Эрнста на Лубянке отказали в их просьбах о встрече, передаче вещей и писем….
3 февраля 1942 года постановлением Особого совещания НКВД СССР он был приговорен к высшей мере наказания и 23 февраля 1942 года расстрелян. Как шпионка была расстреляна и его жена.
Позднее обрусевших немцев – родителей Шахта – сослали в далекую Караганду. Спустя два года оба умерли в Свердловском отделении «Архипелага ГУЛАГ», до последнего вздоха зная, что их Эрнст не виновен, что сын герой и патриот. Дочери и жена попали в молох эвакуации, но были схвачены в селе Кологривка Ветлужского района. Их удочерили сердобольные сограждане – семьи Мишуриных и Вяземских
Сестры нашлись в 1954м, а два года спустя пошли «первые волны» реабилитации.
Эрнст Генрихович Шахт был реабилитирован. Место его захоронения неизвестно.
Виктор и Сергей РАССОХИНЫ, члены Союза российских писателей и организации «Флоту быть!»