Жительница Орла Евгения Михайловна Кирдеева отметила 15 октября свое столетие.
Ровесницу революции поздравили многочисленные родственники и бывшие коллеги по работе в кредитном техникуме, а от руководителя Отделения по Орловской области Главного управления Центробанка России по ЦФО Юрия Мишустина и ректора Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Павла Меркулова виновнице торжества преподнесли поздравительные адреса и роскошные букеты, которые до слез расстрогали Евгению Михайловну. За чаем ктото из гостей обратил внимание на увеличенную копию группового снимка начала 30х годов. Удивляя прекрасной памятью и речью, Евгения Михайловна стала вспоминать…
Внуки кухарки
Она из простой семьи коренных орловцев. Отец работал грузчиком на железной дороге, мама вела хозяйство и растила пятерых детей. Жили вместе с бабушкой на улице Пуховой, в небольшом доме с огородом. Оба родителя – сироты, Михаила Некрасова воспитывала его тетка. Мама же, Ефросинья Рожкова, была внебрачной дочерью кухарки князя Лопухина, который оплатил содержание девочки в одном из московских приютов. Юная Фрося получила здесь вполне приличное для своего сословия образование и профессию портнихи. Умела все – от шапки и пальто до обуви, поэтому обшивала всю семью. Правда, новую одежду мать шила только для старшего и единственного сына Валентина и старшей дочери Маргариты, родившихся еще до революции. Младшие сестры донашивали друг за другом. Бабушка, пока была в силе, ходила «в люди» – стирать, убирать, помогать на кухне. Чтобы прокормиться, все довоенные годы Некрасовы держали хозяйство: кур, козу, поросят.
Учились в школе № 5, которая стояла на улице Зеленый ров. В те годы школа помогала многодетным семьям зимней одеждой, обувью, учебниками и даже бесплатными обедами.
В 1931 году в Орле открылся педагогический институт, и по настоянию матери дети один за другим становились его студентами. Валентин, Евгения и Ольга получили дипломы учителей математики, Зинаида — химии, а младшая Рита – физики. Ничего удивительного в том, что брат и сестры Некрасовы, каждый в свой час, создали семьи, женившись и выйдя замуж за своих коллег. Мы с Евгенией Михайловной подсчитали, что вместе с супругами они проработали в орловских школах и техникумах в общей сложности около 400 лет. Неграмотная бабушка могла бы гордиться своими внуками.
Война и первые потери
Перед оккупацией Орла мужа Зинаиды по заданию Орловского обкома ВКП (б) отправили в Новозыбковский район для организации партизанского подполья. Политрук партизанского отряда Федор Семенович Бирюков воевал в соединении Героя Советского Союза Николая Попудренко, но в августе 1942 года погиб при прорыве блокады на территории нынешней Брянской области.
– Это была не первая потеря в нашей семье, – вспоминает Евгения Михайловна. – Как жена партизана Зинаида с тремя детьми была эвакуирована из Орла, вместе с ней поехала и я с годовалой дочкой. По дороге Любочка заболела, и меня высадили в Семипалатинске, где она умерла. Больничный санитар помог мне ее похоронить, полумертвую поднял с могилы, уложил на телегу и отвез на вокзал. Как я доехала, чем питалась – не помню. Но разыскала в Казахстане Зину, и мы вдвоем сумели сберечь ее детей. О судьбе своих мужей и брата мы не знали до самого освобождения Орла.
Директорская привилегия
Судьба хранила Никиту Филипповича Кирдеева. Он вернулся с фронта израненным, но трудоспособным, и сразу же был назначен директором мужской школы № 26. Через нее потом прошли все педагоги Некрасовы. Позднее Зинаида была назначена директором женской школы № 2,
а Валентин много лет считался лучшим учителем математики школы № 19.
В 1947 году Евгения Михайловна снова стала матерью – на этот раз сыновейдвойняшек Саши и Жени. Семье Кирдеевых выделили комнату при школе, и это было большой директорской привилегией: разрушенный войной Орел испытывал большой недостаток в жилье, некоторые горожане еще жили в землянках. А Кирдеевы получили комнату даже с мебелью – металлической кроватью, столом, двумя стульями. Супруги набили соломой матрас и подушки и два года спали вместе с детьми под одним одеялом. Примерно также устроились и остальные Некрасовы, а Зинаиде, вдове партизана, даже выделили квартиру с частичными удобствами.
– С двумя мальчишками при отсутствии детсада мне трудно было работать в школе, поэтому я устроилась учителем математики в кредитный техникум, – продолжает рассказ Евгения Михайловна. – Спасибо одной из моих лучших учениц Любочке Фабричной: она первой справлялась с заданием, и я отправляла ее к себе на квартиру, чтобы она хоть немного погуляла с мальчиками.
Потом Любочка, которой сегодня за 80, станет ее коллегой по техникуму, они много лет проработают вместе, сохранят добрые отношения на долгие десятилетия. Букет от нее к юбилею был особенно дорог имениннице.
«Заслуженная» бабушка
В отличие от мужа, брата и сестер, Евгения Михайловна не имеет правительственных званий и наград, но в семье она – заслуженная бабушка. Вышла на пенсию, когда у сынастудента родился ребенок, и молодые приехали из Москвы с просьбой присмотреть за сыном до защиты диплома. Так получилось, что период «присмотра и пригляда» затянулся на 14 лет, пока Никитамладший не окончил в Орле восьмой класс. Он давно уже сам отец, как и остальные внуки Кирдеевых. Есть уже трое правнуков, но муж их не дождался, как не дожили до своих внуков и сыновья. Еще два года назад Евгению Михайловну можно было видеть с ведерком и совком, убирающую дорогие ей могилы на Троицком кладбище. Зато на вековой юбилей из столицы приехала старшая из правнучек Яна и пожелала бабушке дожить до ее свадьбы. Евгения Михайловна обещала постараться…
Валентина Новошинская