16 февраля 2016 года исполняется 185 лет со дня рождения известного русского писателя, нашего выдающегося земляка Н.С. Лескова (1831-1895). Его творчество можно по праву назвать энциклопедией жизни Орловского края.
Черты орловского быта, социальной, культурной и духовной жизни людей, населявших город, можно найти практически во всех произведениях Лескова. В Орле будущий писатель познакомился и с многочисленными образами подлинно русских «чудаков», ставших впоследствии героями его произведений. В своих рассказах и повестях Николай Семенович в точности воспроизвел атмосферу старинного провинциального города.
С «берегового обрыва над рекою Орликом» маленький Николаша впервые увидел заорлицкие дали. «Место здесь довольно красиво. Тогда, до пожаров, это был край настоящего города. Вправо за Орлик шли мелкие хибары слободы, которая примыкала к коренной части, оканчивающейся церковью Василия Великого». Так описывал Лесков в своем рассказе «Несмертельный Голован» Пушкарную слободу, цветущими садами которой он любовался в детстве. Здесь, в слободе, была своя жизнь, которая резко отличалась от жизни дворянского сословия.
В рассказе «Несмертельный Голован» писатель знакомит нас с «человеком особенным», «человеком-праведником». «Он сам почти миф, а история его – легенда» – так пишет о нем Н.С. Лесков. Что же особенного было в этом человеке и какая легенда связана с ним?
Жил Голован недалеко от дома Лесковых, но «на отлете». Постройка, которая называлась «Головановым домом», стояла … на небольшой террасе обрыва» – глыбе земли, «которая когда-то поехала вниз, но по дороге остановилась, окрепла и, не представляя ни для кого твердой опоры, едва ли составляла чью-нибудь собственность».
Удалось найти фотографию конца XIX – начала XX веков, на которой хорошо видно это место. Напротив него, за рекой и заливным лугом, располагались низкие домики Пушкарной слободы. Для местных жителей Голован был уважаемым и авторитетным человеком. А «несмертельным» его стали звать после того, как однажды «по бедным слободским хибаркам… пошел «пупырух»; люди начали здесь умирать «сплошь и без всякой помощи», – и вдруг там, на ниве смерти появился с изумительным бесстрашием Голован». Рано утром он переправлялся «на снятых с петель сарайных воротищах» через Орлик и ходил из дома в дом, чтобы напоить умирающих, подойти к которым боялись даже родные. Бесстрашию Голована приписали сверхъестественное объяснение и прозвали «несмертельным». С тех пор и началось к нему «большое народное тяготение».
В рассказе «Несмертельный Голован» упоминаются и другие известные в Пушкарной слободе люди. Так, Лесков описывает благотворительные обеды купца Акулова, которые каждый год устраивались в приходе церкви Михаила Архангела.
Орловскому краеведу кандидату филологических наук Елене Ашихминой удалось выяснить полное имя этого купца. В 1830-1870-х годах у самой церкви в каменном доме жил орловский купец Степан Васильевич Акулов, владелец небольшого пивоваренного завода. Он располагался тут же, рядом с домом и церковью. Такое соседство считалось греховным, и для того, чтобы задобрить горожан, Акулов и устраивал «бедные столы».
В областном архиве сохранился еще один интересный документ – «Проект на постройку дома и устройство общенародных бань Орловскому мещанину Акулову Степану Васильевичу в 3 части г. Орла на Пушкарной». Возможно, С.В. Акулов вовремя не заплатил «гильдейский налог», в связи с чем был записан как мещанин. На документе стоит дата 11 марта 1876 года. Проектом предусматривалось построить раздельные бани для мужчин и женщин, а также для простого люда и отдельно – дворянского сословия. Место для постройки было выбрано недалеко от реки Орлика. Практически на этом месте сейчас стоит городская баня № 2. Во дворе еще можно увидеть остатки старых построек. Следовательно, замаливая грехи, купец Акулов не только поил и кормил людей, но еще и «мыл» их.
В конце 40-х годов XIX века жители Пушкарной слободы часто могли наблюдать странную картину: на крыше одного из домов ночами появлялись два темных силуэта и подолгу сидели там. Это были «несмертельный» Голован и медник Антон, которого за пристрастие к «зодиям» все звали астрономом.
Учась в это время в орловской гимназии, подросток Лесков знавал «этого антика». Антон-астроном залезал на крышу, садился «как кот, у трубы», выставлял свою самодельную «плезирную» трубку и целые ночи смотрел на звезды. Местные жители «не раз доставали шестами и бросали навозом и дохлой кошкой, но он ничему не внимал и даже не замечал, как его тычут». И только один Голован водился с «астрономом».
К слову, чудак Антон был не единственным в Орле любителем «зодиев». Отец Леонида Андреева – Николай Иванович – установил на чердаке своего дома подзорную трубу, чтобы наблюдать за ночным небом и окрестностями. В пьесе «Младость» Л.Н. Андреев так описывает это увлечение отца: «Недавно купил он у Рейхерта зрительную трубу, и они вдвоем с Васькой по целым дням сидели на крыше». Скорее всего, в раннем детстве маленький Коля Андреев слышал об Антоне-астрономе, возможно, даже встречался с ним. И эта встреча оставила в его памяти неизгладимый след.
Многие события, рассказанные Н.С. Лесковым в его произведениях, до сих пор тревожат умы читателей и вызывают массу споров. Так, история, описанная в «Тупейном художнике», дается как детские воспоминания самого писателя. Но так же, как и в «Несмертельном Головане», Лесков здесь соединяет правду и вымысел. Главный герой рассказа, получив «офицерский чин и благородное звание», приезжает в отпуск «для излечения ран» и останавливается в Пушкарной слободе «на постоялом дворе у дворника». На следующий день он собирается выкупить за пятьсот рублей, данных ему на лечение, свою невесту – актрису театра графа Каменского. Но ночью «постоялый дворник» убивает сонного офицера.
Возможно, этот случай действительно имел место. Не случайно жителям Пушкарной слободы за их буйный нрав и крутой характер дали прозвище «пушкари – проломленные головы». Старожилы рассказывали, что слышали про постоялый двор на Пушкарных и даже показывали место, где он мог находиться. Этот довольно большой участок на пересечении современных улиц Панчука и 2-й Пушкарной можно рассмотреть на старых картах г. Орла конца XIX – начала XX вв.
Перечитывая рассказы Лескова, можно не только прогуляться по старому Орлу, но и по-новому взглянуть на уже известных людей или узнать легенды, которые на протяжении нескольких поколений передавались в народе из уст в уста.
Надежда Деулина, научный сотрудник Дома-музея Леонида Андреева