С 1 января 2018 года «период охлаждения», в течение которого можно отказаться от ненужной или навязанной страховки, составит 14 дней вместо нынешних пяти.
Обо всех подробностях «Орловской городской газете» рассказал заместитель управляющего Отделением по Орловской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Александр Устенко.
– Александр Анатольевич, с чем связано увеличение продолжительности «периода охлаждения»?
– Напомню, что возможность в течение пяти рабочих дней полностью или частично вернуть уплаченную страховую премию появилась летом 2016 года и касалась практически всех популярных видов страхования. Такая мера эффективно защищает права потребителей страховых услуг. Например, благодаря «периоду охлаждения» число жалоб в Банк России на навязывание дополнительных услуг при страховании неуклонно снижалось: по итогам июля 2017 года количество таких обращений уменьшилось почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Кроме того, многие страховщики уже сейчас дают клиентам на размышление больше пяти рабочих дней. Часто граждане просто не успевают за пять дней подать заявление в страховую компанию и отказаться от страховки. А вообще две недели – это универсальный нормативно установленный срок для защиты прав потребителей. Например, в законодательстве для досрочного возврата суммы потребительского кредита и возврата товара определен именно 14дневный срок.
– На какие виды страхования распространяется возможность отказа от страховки?
– Почти на все: это и страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события, и страхование от несчастных случаев и болезней, и медицинское страхование. Кроме того, это страхование средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), страхование имущества граждан (кроме транспортных средств), страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и средств водного транспорта, страхование финансовых рисков и пр. С лета прошлого года в течение «периода охлаждения» можно отказаться от страхования жизни или от несчастных случаев. Сложнее с каско: вопервых, при передаче автомобиля в залог банк может обязать вас застраховать его по каско, вовторых, отсутствие каско в таком случае может повлечь дополнительные проблемы, например, штрафы или неустойки за отсутствие соответствующего полиса.
– Входит ли в этот перечень страхование по кредитным договорам?
– Да, «период охлаждения» действует для возврата страховой премии, уплаченной при заключении договора потребительского кредитования с оформлением страховки.
– А в каких видах страхования отказаться от страховки не получится?
– «Период охлаждения» не действует при оформлении добровольного медицинского страхования (ДМС) работающими в России иностранцами и лицами без гражданства, страховании выезжающих за рубеж, страховании профессиональной ответственности (нотариусов, адвокатов, оценщиков и других) и при оформлении «зеленой карты».
– При отказе от страховки в «период охлаждения» клиентам вернут полную сумму страховки или ее часть?
– Если вы подали заявление на отказ от договора до даты начала действия страхования, страховая компания обязана вернуть уплаченную страховую премию полностью. Если вы подали заявление на отказ от договора после даты начала действия страхования, страховая компания может удержать часть страховой премии пропорционально сроку действия договора.
– Расскажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы вернуть деньги за страховку.
– Написать заявление о досрочном отказе от договора и вручить его страховой компании под роспись на вашем экземпляре в течение «периода охлаждения» (пока это 5 рабочих дней с даты заключения договора, с 2018 года – 14 дней). В заявлении надо указать способ получения денег: наличными или по безналичному расчету на ваши реквизиты. Кроме заявления, представляются договор и документ, подтверждающий уплату страховой премии. В течение 10 рабочих дней с даты получения заявления страховая компания должна рассмотреть его и вернуть вам деньги (при условии, что на дату отказа от договора не наступало событий, имеющих признаки страхового случая). Возврат страховщиком страховой премии осуществляется в полном объеме или частично, пропорционально сроку действия договора, прошедшему с даты начала действия страхования до даты прекращения действия договора. При отказе страхователя от договора по истечении «периода охлаждения» уплаченная страховая премия возврату не подлежит, если иное не предусмотрено условиями договора.
«Увеличение минимального срока, в течение которого можно отказаться от договора добровольного страхования, позволит повысить защищенность прав и законных интересов страхователей, а также существенно уменьшить негативные последствия от поведения недобросовестных участников рынка.
Людмила Федосова