В другие города нужно ездить не только ради достопримечательностей. В путешествиях понимаешь, как и чем соседи по стране живут сегодня.
Даже если приезжий не ставит себе этой цели, его глаза и мозг сами фиксируют и анализируют детали, говорящие о многом. О богатствебедности территории и ее жителей, расстановке приоритетов, отношении властей к жителям, а жителей – к самим себе и своему городу. Само собой приходит сравнение: а как у нас? В чем наше сходство, в чем различие? Это позволяет по возвращении домой посмотреть на родной город свежим взглядом.
Но есть люди, владеющие технологией обновления угла зрения горожан прямо на месте. Они ездят по стране с бесплатными образовательными лекциями, вовлекая жителей в сложный процесс осмысления уникальности их города и поиска источников силы и вдохновения для его пробуждения и развития.
На днях такая трехдневная школа прошла в Вологде, куда приехал основатель Центра прикладной урбанистики, ученик и последователь Вячеслава Глазычева Святослав Мурунов. Организатором встречи выступила владелица маленького экскурсионного бюро «Вокруг да около» Катя Хоботова, которая влюблена в Вологду и влюбляет в нее всех, кому интересна история города.
Если вы думаете, что это легко, представляя себе красивый и чистенький «кружевной» город с тонкой вязью деревянной резьбы на домах и палисадах, то это не так. Песенный образ имеет мало общего с сегодняшним днем Вологды. Деревянная и каменная архитектура находится в удручающем состоянии. Древний город сигналит о бедствии разбитыми стеклами окон, обгорелыми наличниками, огромными вывесками дешевых магазинов на прекрасных, но потрескавшихся и подгнивших фасадах домов. Вологда прячет красоту за покосившимися киосками, кривыми заборами с граффити и лохмотьями объявлений, за нахальными новостройками, торчащими там и сям в местах, где при закладке города были оставлены «прозоры» для любования ландшафтами.
Малые архитектурные формы и их привязка к местности часто вызывают недоумение. Вместо урн — черные мусорные мешки, привязанные к ободам странных конструкций. Дороги такие грязные, что мыть машины нет смысла, а через окна такси с трудом можно чтолибо разглядеть. Люди погружены в себя, бегут по делам, смотрят под ноги. На вопрос «что посмотреть в Вологде?» озираются по сторонам, стараясь вспомнить, но потом привычно указывают на Кремль и набережную. А на вопрос, за что они любят город, отвечают «так это… родина ведь».
И всетаки, несмотря на это, Вологда завораживает. Лабиринтами улиц, северным говором, внезапно открывшимся видом. Потрясающим богатством резьбы на деревянной двери и промытом до хрустального блеска окне с геранью, за которым, кажется, совсем другая, не сегодняшняя жизнь. Кофейней, из которой вместе с запахом кофе, корицы и выпечки льются музыка Шуберта и оранжевый свет. Ощущением вневременности этого города, соединения прошлого и будущего «здесь и сейчас», в этой точке Вологды, где ты стоишь, полный смятения, и не понимаешь, как случилось, что ты ею уже покорен. И уже не можешь быть просто сочувствующим созерцателем.
Так вот. Все это происходит не само собой.
В течение трех дней Свят Мурунов не только рассказывал вологжанам об общих проблемах постсоветских городов, поиске идентичности, обретению свободы и возможностях развития креативной экономики. Он запустил механизм исследования города, последовательно предлагая участникам школы задачи, результат решения которых был для них непредсказуем.
Поговорить с местными жителями и узнать, что дает им силы жить в Вологде и что вдохновляет их в этом городе. Посидеть в какомнибудь дворе и понаблюдать: кто и когда там бывает, что делает, по какой траектории передвигается, о чем и как люди говорят меж собой. Остановиться в любом месте, вызвавшем какието эмоции или вопросы, всмотреться в него и в себя, зафиксировать возникшие образы, чувства и воспоминания. Наконец, построить образ идеальной Вологды. Что там должно появиться, чтобы люди очнулись, сделали паузу в своей вечной будничной спешке, протерли глаза и удивились. Чтобы они стали более открытыми и дружелюбными, чтобы им хотелось гулять по городу, участвовать в творческих проектах и не стесняться предлагать и развивать свои идеи. Чтобы в итоге они почувствовали, что это их город.
В этой работе не было установок на то, что правильно, а что нет. Но она требовала честности и доверия исследователей к самим себе, готовности принять город таким, какой он есть, и предельной искренности в «выговаривании» впечатлений и открытий. Это вызывало боль, рушило сложившиеся представления, перезагружало сознание, рождало новые смыслы.
Никто из участников школы не остался прежним. Творческие индивидуалисты, многие из которых даже не были знакомы между собой, стали маленькой деятельной командой, объединенной общей целью – расшевелить город.
Несколько проектов уже в запуске. Например, по включению раскрученного, но уже почти неиспользуемого бренда «вологодское кружево» в городскую среду. Ведь элементы старинной вязи могут повторяться в ограждениях и вывесках, усиливая атмосферу места. И это тот случай, когда творческая мысль может воплотиться в новый бизнес по производству нужной городу продукции.
Орлу тоже не помешал бы такой эксперимент. У нас с Вологдой много общего.
Кстати, там служба такси 057.
Ирина Никишонкова
Фото автора