В канун 100 дней работы Александра Муромского на посту главы администрации Орла «Орловская городская газета» задала ему несколько вопросов. Интервью получилось проблемным, откровенным и без фанфар.
– Александр Сергеевич, прошло сто дней вашей работы в ранге главы администрации Орла. Как самочувствие, какие впечатления от этих ста дней, каковы первые выводы, которое сделали для себя?
– За это время я глубже прочувствовал и детальнее изучил проблемы, которые нам необходимо решать. Честно скажу, что я отчетливо понимаю степень ответственности должностного лица, отвечающего за все происходящее в городе.
Проблем в муниципалитете всегда много. Основная сейчас – тяжелейшая ситуация с бюджетом города. Объем задач заставляет работать с удвоенной силой. Это сказывается и на моем графике, и на графике подчиненных. У меня рабочий день начинается в 7.30, а иногда и раньше. А заканчивается не раньше девяти вечера, включая и субботу, и воскресенье.
Сегодня на первом плане у нас проблемы, как я уже отметил, с бюджетом, с городским хозяйством, содержанием мест общего пользования. Как известно, львиная доля затрат бюджета города (почти 90%) идет на социальный сектор: на образование прежде всего. И только 10% остается на те проблемы, на которые чаще всего обращают внимание горожане. Это содержание и ремонт дорог, мусор, строительство, уход за парками, скверами, кладбищами, набережными, транспортное обслуживание населения, переселение из ветхого жилья и многое другое.
На то, чтобы эффективно работать в этих направлениях, городскому бюджету катастрофически не хватает средств. В этих тяжелых условиях мы все равно находим варианты решения проблем городского хозяйства. У нас есть предложения и идеи, как выйти из тяжелой ситуации.
За мои «100 дней» администрация города Орла вышла с двумя законодательными инициативами. Первая связана с увеличением городской доли в общем объеме собираемого налога на доходы физлиц.
Я напомню, что сегодня в Орле собирается более 14 млрд рублей налогов в год. А весь бюджет города Орла – 5 млрд. Все налоги идут в областной и федеральный бюджеты. Городу остается 1,7 млрд рублей. Один из основных налогов – НДФЛ. Нам сегодня из всего собранного налога остается лишь 20%. Мы просим увеличить долю города до 30%.
Если нас услышат, и будет принято это решение, город сможет сделать «глоток воздуха». Это позволит нам рассчитаться с долгами, которые у нас сегодня растут и приближаются к 700 млн рублей.
Пока решение по этому вопросу не принято.
– А что касается сокращения расходов?
Понятно, что в такой бюджетной ситуации надо сокращать расходы. И начинать прежде всего с себя.
К слову, за последние дватри года сокращению расходов способствовала оптимизация численности муниципальных служащих, их содержания, а также содержания бюджетных и казенных учреждений. За последние три года численность муниципальных служащих в Орле была сокращена на 22%.
Это позволило сэкономить примерно 26 млн рублей. С одной стороны, много, но при нынешних проблемах бюджета (кредиторской задолженности в 700 млн рублей) – это не те масштабы, которые позволили бы нам кардинально улучшить ситуацию.
Но процесс сокращения собственных расходов мы продолжаем. У нас существенное сокращение на содержание бюджетных казенных учреждений, сокращаем излишний обслуживающий персонал. Проводим мониторинг по коммуналке, по эффективности использования коммунальных ресурсов.
Конечно, эти мероприятия дадут свой эффект, но это будет не сразу, и кардинально нынешнюю бюджетную ситуацию они не изменят. Это надо понимать. Этим и объясняются наши решения о привлечении кредитных средств. Мера вынужденная, но необходимая.
– Давайте теперь поговорим о конкретных болевых точках …
– Одной из первых проблем, с которой я столкнулся на посту главы администрации, было обрушение части дома на набережной Дубровинского, 68. Слава Богу, нет пострадавших. Эта ситуация заставила нас тщательно проанализировать состояние ветхого и аварийного жилья, находить новые решения проблемы расселения граждан, проживающих в аварийных домах.
Конечно, подобная ситуация не только в Орле, но и по всей стране. Аварийный жилой фонд в областном центре большой – сегодня это более 140 многоквартирных жилых домов, что составляет более 5% от их общего количества на территории города. Для полного решения этой проблемы в масштабах Орла необходимо 2,5 млрд рублей. Мы прекрасно понимаем, что ни средств муниципального, ни средств областного бюджетов недостаточно, чтобы решить эту проблему.
Поэтому еще одной нашей законодательной инициативой стало предложение к застройщикам менять землю на квадратные метры. Эта практика позволит одновременно решать несколько задач.
Первая: расселение граждан из аварийного жилого фонда. Вторая: вовлечение в оборот земельных участков.
Надо сказать, застройщики к нашей идее отнеслись положительно, за что им большое спасибо. Они получают земельные участки не за деньги, которых у них не хватает, а за квадратные метры (квартиры), которые у них есть.
Этот законопроект мы считаем перспективным. Я надеюсь, что его поддержат областные депутаты. Рассчитываю, что вопрос будет вынесен на ноябрьскую сессию облсовета.
– Не могу не коснуться темы ремонта дворов. Замечательная государственная программа! Но исполнение проходит с проблемами. Говорить можно что угодно, но все упирается в выбор подрядчиков. Какие выводы сделали власти города на грядущий год?
– Честно говоря, я не понимаю, на что надеялись эти подрядчики. Ведь по условиям контрактов они не получат оплаты, пока полностью не будут приняты работы.
Проблемы есть, согласен. Сейчас ремонт на финишной прямой, но он попал на глубокую осень и зависит от погодных условий. И это плохо.
Конечно, мы сделали выводы из ошибок этого года. Первое: нужна качественная проектносметная документация. За это отвечает УКХ администрации города как заказчик. Тут надо усиливать контроль и качество работы, прежде всего, самому УКХ.
Второе: надо вовремя и более тщательно проводить аукционы по выбору подрядчиков, а лучше – конкурсные отборы. Но сделать это нужно в первом квартале, максимум – в апреле. Такую задачу я уже поставил. И буду строго требовать ее исполнения.
У меня создалось впечатление, что некоторые сметы делались, не выходя из кабинета. Я хорошо знаю эту работу, потому что раньше сам этим занимался. Если проектировщики выводы не сделают, то выводы будем делать мы. Кадровые.
– Кстати, о кадрах. В первый день работы на посту главы администрации вы говорили, что «кадровой революции не будет, будет эволюция». Какие процессы идут в этом направлении?
– В рамкам кадровой оптимизации два советника главы администрации города Орла сейчас проходят процедуру сокращения. В целом в администрации идет ротация кадров планово, нормально. Резервы тут еще есть, и мы будем пошагово идти в нужном направлении. Если конкретно, к настоящему моменту провели сокращение в отделе делопроизводства, ликвидировали лишний автопарк.
– Какова сегодня ситуация в «Зеленстрое»? Очень надеемся на его возрождение и возвращение в городское пространство в полном объеме.
– Нынешний руководитель МУП «Зеленстрой» справляется со своими задачами. Перед ним была программаминимум: выйти из пике, рассчитаться с долгами, оптимизировать численность и начать работать без убытков.
Рассчитаться с долгами можно было благодаря продаже помещений магазинов. С долгами рассчитались, «закрыли» налоги, сократили численность сотрудников (это была вынужденная мера). Сейчас предприятие работает, находит заказы. Там осталось несколько менее значительных проблем, с которыми, я думаю, предприятие справится.
«Зеленстрой» – организация, которая выигрывала муниципальный подряд на благоустройство. Сейчас мы должны изыскать возможность увеличить или хотя бы довести до прошлогоднего уровня финансирование этой строчки. При всех наших проблемах здесь мы должны находить деньги.
Сейчас «Зеленстрой» начал выращивать лук и огурцы. Для этого у них все есть: теплицы, база, специалисты. Провели там реконструкцию котельной. Уже заключили договоры на поставку зелени и овощей в торговые точки Орла, в том числе и сетевые магазины.
– На недавней встрече врио губернатора области с архитекторами прозвучало предложение вернуть на уровень муниципалитета полномочия по градостроительству, которые были «отобраны» областью несколько лет назад. Как вы к этой идее относитесь?
– Положительно отношусь. Если такое решение будет принято, то город способен обеспечить выполнение полномочий в сфере градостроительства.
В целом это будет хорошо для города. А у области все равно остается очень много механизмов контроля.
Хорошее предложение прозвучало от врио губернатора по поводу дифференцированного подхода к этому вопросу. Если ключевые объекты (школы, больницы и прочее), то, возможно, полномочия здесь можно оставить на уровне региона. Но ехать в Орел из Ливен или Долгого, чтобы согласовать строительство сарая или частного дома – это, конечно, избыточные контрольные функции. С этим справятся власти на местах.
– На этом же совещании прозвучала критика городского Генплана. Вы предложили участникам обсуждения еще раз встретиться по этому вопросу…
– Генплан Орла сегодня до конца не утвержден. Он прошел много общественных обсуждений, было проведено 12 публичных слушаний. Документ практически готов к утверждению депутатами горсовета. Все замечания, которые прозвучали на публичных слушаниях, отправлены разработчику. Многие были приняты, а многие – нет. И обоснованно. Я предложил еще до вынесения данного проекта на сессию собраться узким профессиональным сообществом с приглашением разработчика, пообщаться, еще раз внимательно все посмотреть. Если чтото не устраивает, надо обосновать. На мой взгляд, основные направления развития города (и транспортная схема, и промзона, и зонирование, и памятники) нашли в Генплане свое отражение, все это там есть.
Встречу планируем провести в самое ближайшее время.
– И последний вопрос. Освещение в городе. Жалобы от населения не прекращаются. В последнее время участились отключения наружного освещения, причем большими участками. Известно, что сегодня участники энергосервисного контракта и администрация Орла пытаются установить истину в суде. Какая тут ситуация?
– Позиция наша проста. По муниципальному контракту «Ростелеком» обязался заменить почти 12 тысяч светильников на улицах Орла, что должно было привести к экономии в 70% от ранее потребляемого объема электроэнергии. При этом освещение должно соответствовать требованиям ГОСТов, СНИПов и проектносметной документации.
Был разработан проект, светильники и другое оборудование были заменены. Подрядчик нам представил заключения, что освещение соответствует нормам. Мы, в свою очередь, обратились в ГИБДД. Их специалисты произвели свои замеры, которые показали – освещение не соответствует нормативам.
Мы привлекли еще одну, независимую организацию, которая дала официальное заключение, что освещение не соответствует требуемому уровню. В этом и разногласия. Поэтому город и не подписывает акт выполнения работ по энергосервисному контракту. Я думаю, в рамках судебного рассмотрения будет назначена новая экспертиза.
Сегодня мы с «Ростелекомом» находимся в постоянном диалоге. Будем искать решение проблемы.
Беседовала Екатерина Глазкова