В рамках юбилейных мероприятий, посвященных 200-летию писателя, «Орловская городская газета» совместно с музеем ОГАТ им. И.С. Тургенева подготовили цикл статей, рассказывающих о самых значимых спектаклях и ярких тургеневских образах в творчестве известных актеров прошлого.
В музее еще только идет подготовка юбилейной экспозиции на эту тему, но заведующий Алексей Костяков уже систематизировал обширный исторический материал – рецензии, фотографии, афиши, письма, которые и составят основу будущей выставки.
– Она подтвердит, что каждый деятель русского искусства, уроженец Орловщины, считал нравственным долгом и обязанностью отразить в своем творчестве образы писателяземляка, – поясняет Алексей Иванович.
В вас искра божия!
Начнем с Прова Михайловича Садовского (Ермилова), ровесника Тургенева. Он родился 10 октября 1818 года в Ливнах. Рано осиротел и был взят на попечение родственниками, провинциальными актерами, чью фамилию принял. Дебютировал четырнадцати лет в Туле, играл в разных провинциальных городах, а в 1838 году был принят на сцену Малого театра, с которой не сходил до самой смерти в июле 1872 года.
Великий артист, родоначальник знаменитой династии мастеров московского Малого театра, он видел в своем сверстнике, авторе популярных в России «Записок охотника» живого классика. Тургенев, в свою очередь, тоже признавал талант Садовского.
Сохранились воспоминания писателя и актера Ивана Федоровича Горбунова о том, как писатель отзывался о Садовском: «Вы, – говорит, – талант, в вас искра божия! Да знаете ли, что это налагает, чему обязывает?.. Вы, – говорит, – слуга искусства… Вы бесподобно играете» («Исторический вестник». Январь, 1915).
Тургенев даже посвятил Прову Михайловичу сценку «Разговор на большой дороге», которую тот мастерски рассказывал со сцены.
Платя взаимной любовью своему великому земляку, Садовский на сцене Малого театра выступал во многих тургеневских пьесах и вместе с актером Михаилом Щепкиным успешно развенчивал «теорию» о якобы несценичности драматургии Тургенева. Он прекрасно сыграл роли Беспандина («Завтрак у предводителя»), Иванова («Нахлебник»), Большинцова («Месяц в деревне»). «Тургеневские» роли Садовского всегда вызывали восторг публики и высокую оценку критиков.
Когда Федотова играла…
Известно, что эта великая русская актриса, родившаяся в Орле в 1846 году, прославилась, прежде всего, яркими ролями в пьесах Островского и Шекспира.
Но в феврале 1881 года уже известная примадонна Малого театра, имевшая поклонников даже среди членов царской фамилии, пользуясь правом бенефициантки, выбрала для своих «артистических именин» «Месяц в деревне» Тургенева, где блестяще сыграла главную женскую роль – Наталью Петровну.
Как всегда, поразила публику высочайшей техникой игры и обаянием искреннего чувства. Так что будучи на 18 лет моложе Тургенева и Садовского, она успела еще при жизни писателя сыграть в его пьесе.
А в 1924 году, за год до своей кончины, актриса и педагог, которую Станиславский считал своей наставницей, одной из первых в молодой Стране Советов была удостоена звания народной артистки республики. Но не менее официального признания ей были дороги и строки, переданные известным хирургом Борисом СтеблинымКаминским:
Когда Федотова играла
Нет, не играла, а жила!
Толпа в восторге замирала,
Завороженная внимала
И наглядеться не могла.
Вы сумели создать живое лицо
Кроме рожденных на Орловщине знаменитых актеров десятки одаренных мастеров театрального искусства прошлого десятилетиями сохраняли в своем репертуаре «тургеневские» роли, постоянно шлифуя и оттачивая их. В музее театра большой стенд будет посвящен актерам, которые начинали на орловской сцене свою сценическую карьеру и по праву считали город Тургенева своей второй родиной. Среди них был и Владимир Давыдов.
Владимир Николаевич дебютировал на орловской сцене 150 лет назад, в 1867 году, и впоследствии неоднократно выступал в городе своей юности. По свидетельству современников, Давыдов был замечательным исполнителем тургеневского репертуара, продолжая лучшие традиции русской школы сценического реализма. Его успехи оценил и Тургенев.
Его небольшое письмо от 1 февраля 1882 года, присланное из Парижа, было для актера дороже всех ценных подарков, полученных за долгую жизнь в искусстве.
«М.r. Владимир Николаевич, позвольте мне, как автору, присоединить мои поздравления ко всем тем, которые Вы получили по поводу Вашего блистательного успеха в роли Холостяка. Я помню, что еще два года тому назад М.Г. Савина, в тонкий и верный вкус которой я вполне верю, говорила мне о Вас, как о молодом артисте, которому суждено занять до сих пор незамененное место нашего славного Мартынова (Александр Евстафьевич Мартынов, знаменитый петербургский актер, один из основоположников русской школы сценического реализма. – В.Н.), прибавляя к тому, что она употребит все свое влияние, чтобы Вас пригласить на петербургскую сцену.
По всему видно, что ее предсказания сбылись, – и я очень рад, что моя пьеса дала Вам случай окончательно утвердиться во мнении публики, любимцем которой Вы стали. Так же, как Мартынов, Вы сумели создать живое и целостное лицо… Ото всей души желаю Вам дальнейших успехов и не сомневаюсь, что Вы их достигнете…».
Своей славной и неутомимой деятельностью Давыдов оправдал надежды писателя и вырос в большого артиста. Тургенев стал одним из любимейших драматургов Давыдова.
Валентина Новошинская
Фото из музея ОГАТ им. И.С. Тургенева