11 декабря весь мир отмечает День танго. О том, почему этот удивительный танец покорил почти всю планету, что он дает современным горожанам и как меняет жизнь, «Орловская городская» побеседовала с руководителями клуба аргентинского танго из Орла «Contigo» Владимиром Самофаловым и Еленой Масловой.
Базовая потребность
Аргентинское танго относится к так называемым социальным танцам. Это значит, что взрослые люди изучают и танцуют его, в первую очередь, не для выступлений, соревнований, а для себя, для удовольствия, саморазвития, расширения горизонтов, красивого и культурного досуга. Во многих городах, в том числе и в Орле, регулярно организуются танцевальные вечеринки, где люди общаются и танцуют аргентинское танго — милонги.
– Люди танцевали большую часть своей истории, – говорит Елена Маслова. – Когда мы ритмично движемся под музыку, особенно в окружении других людей, в мозгу вырабатываются успокаивающие и улучшающие настроение вещества. Я уверена: танцевать — это одна из базовых человеческих потребностей.
Преподаватели танго признаются: сейчас люди совсем забыли, что значит учиться танцевать для собственного удовольствия.
– То, что многие взрослые люди вообще не рассматривают танцы как способ проведения свободного времени, можно понять, – размышляет Елена. – Очень долго танцы представляли собой либо спорт, либо сценическое искусство: всему этому нужно учиться с детства. Все остальные танцы превратились в, простите, дрыганье. Дрыгаться странно и некрасиво. А танцевать хочется. Поэтому неудивительно, что сейчас в России все большую популярность набирают социальные танцы для взрослых. Конечно же, в этом ряду и аргентинское танго. На наш взгляд, это один из самых глубоких и элегантных танцев.
Самый парный танец
Аргентинское танго отличается прежде всего очень тонким взаимодействием в паре. Это импровизационный танец, когда мужчина ведет, а женщина следует. Мужчина предлагает движение, а женщина откликается и продолжает или может внести собственную интерпретацию.
– Один из первых навыков, которому учатся люди, приходящие в аргентинское танго — взаимопонимание и взаимоуважение, – говорит Елена. – К сожалению, мужчины боятся брать ответственность и вести, а женщины — доверять. И те, и другие с трудом слышат друг друга, а еще боятся просто прикоснуться к другому человеку. Современные люди по большей части совсем не имеют контакта со своим телом, не ощущают его — жизнь стала как будто совсем виртуальной, и почти все существование человека заключается в его голове. Именно это становится действительно сложным для обучающихся, а не хореография.
Техника аргентинского танго так устроена, что пара становится в буквальном смысле одним целым, единой динамической структурой.
– Аргентинское танго — это самый парный танец, – уверен Владимир. – Такой хирургической точности ведения партнерши нет больше нигде. При должном умении можно передвинуть ногу партнерши на 10 см, и она почувствует этот импульс и сделает шаг. Гдето здесь начинается та самая магия аргентинского танго, которая незаметна для окружающих.
Включенность в собственную жизнь
Аргентинское танго возникло в БуэносАйресе в конце XIX века из смешения десятка культур полутора миллионов иммигрантов из Европы, которые заполнили тогда этот портовый город, культуры местных креолов и чернокожих. Оказавшись глубоко национальным явлением, танго осталось в высшей степени интернациональным. Может, в этом один из секретов его популярности. Клубы аргентинского танго есть в каждом российском областном центре, а в Москве каждый вечер проходит 24 милонги.
– Танго — это порождение большого города, выражение одиночества человека, иммигранта в мегаполисе, – говорит Владимир. – На милонге пары меняются, мужчины приглашают разных женщин. Мы танцуем в близком объятии, после окончания танца мы можем больше не увидеться. Но пока мы танцуем, мы не одиноки, мы искренне обнимаем друг друга и движемся в унисон. Кроме того, аргентинское танго — это совершенно удивительная музыка, за пределами тангосообщества практически не известная.
Аргентинское танго как комплексное явление внесено в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Это музыка, танец, которые вобрали в себя много исторических реминисценций из повседневности Аргентины первой половины XX века, свои легенды, особый этикет поведения на милонге, который до сих пор соблюдается. Например, здесь принято приглашать взглядом. Мужчина сначала смотрит на женщину, если она не отводит взгляд, а смотрит ему в глаза в ответ, он вопросительно наклоняет голову в сторону танцпола. Если она кивает, он подходит. Если она отводит взгляд, значит, танцевать с ним не хочет. Это правило было придумано, чтобы никого не ставить в неловкое положение. Эта тонкая элегантность пронизывает все аргентинское танго.
– Что мне дало аргентинское танго? Вопервых, улучшилась осанка; вовторых, помогло лучше понимать женщин. Втретьих, я очень ценю честность, которую предполагает этикет милонги, – размышляет Владимир. – Мы имеем право не танцевать, с кем не хочется в данный момент, учимся отказывать и принимать отказ, принимать право человека иметь свои желания, отличные от наших. Ну, и вчетвертых, и самое главное: танго помогло осознать и тонко почувствовать свое тело, а это — путь к лучшему осознанию своей жизни в широком смысле. Ты подругому воспринимаешь действительность, полностью включен в свое существование.
Светлана Золотарева