Сообщество «Орловская походная группировка» в одной из соцсетей объединяет самых разных жителей города и региона в общей любви к краеведению. Это, как они сами о себе пишут, «группа любителей путешествий и «вдохновенных бродяг», пытающихся найти самость в глобальном мире». О том, зачем им это нужно и как помогает сплачиваться интернет, «Орловской городской газете» рассказал один из лидеров объединения Дмитрий Федорищев.
– В чем истоки вашего интереса к походам и поездкам по заповедным местам Орловщины? Почему вас много лет привлекает это хобби?
– Интерес к путешествиям был всегда. Не знаю, что это: или, как говорят, «особый ген», или «родовая память», или еще что-то… Дорога для меня — естественная и комфортная среда обитания. Сейчас практикую, как правило, поездки выходного дня. Реже – глобальные – в другие регионы на выходные, длинные праздники или в отпуск. Сначала ездил по известным местам Орловской области: Болхов, Мценск, Полесье… Потом – по разным. Возникло много вопросов, ответы на которые искал в книгах, интернете. Постепенно стал много читать не только краеведческой литературы, но и Тургенева, Лескова, других писателей-орловцев. Открылась целая параллельная вселенная, о которой даже не догадывался!
Увлекался геокешингом — это туристическая игра, предполагающая нахождение тайников, спрятанных другими участниками у разных интересных исторических или природных объектах. Был завсегдатаем орловских краеведческих онлайн-форумов. Эти ресурсы объединили близких по духу людей разного возраста и из разных регионов. Вот, к примеру, Денис Веселов, который путешествовал по стране глобально. Мог дойти пешком от Воркуты до побережья Карского моря или зимовать на острове Курильской гряды, потому что последний борт изза шторма не вывез на материк и пришлось ожидать открытия следующей навигации.
В компании людей, увлеченных общими идеями, всегда комфортно. Стали ездить или ходить вместе по области и не только. Следующим шагом стало создание своей площадки в интернете, где можно было бы общаться клубом единомышленников и выкладывать материалы о путешествиях. Основная тематика – орловская.
– Как проходят ваши экспедиции? Кто в них участвует?
– В силу того, что большинство участников трудятся по графику пятидневной рабочей недели, основным форматом стали короткие однодневные вылазки, реже – двухдневные. Выбираются какаято интересная тема или подзабытый объект на «задворках» области. Табу на способы передвижения обычно нет. Если это однодневный поход, то, естественно, учитывается, что вечером нужно обязательно вернуться домой. До точки старта — автобусом или электричкой, дальше – пешком. Если ограничены во времени — попутка или такси.
– Расскажите о самых интересных поездках последнего времени.
– Например, к месту базы дмитровского партизанского отряда в урочище Сухая Хатынь. Это был двухдневный поход. Из Орла до Михайловского рудника – поездом, дальше – пешком через Долбенкино до Новоалексеевского, где пытались расспросить местных жителей о точном расположении стоянки. Они только отмахивались: «Куда вы, милые, идете, там все позаросло, звери дикие съедят. Мы сами туда не ходим». Объяснили дорогу только примерно. Естественно, в тот день мы ничего не нашли и расположились бивуаком на вершине поросшего лесом холма, как потом оказалось, в 200-300 метрах от партизанской стоянки. На следующий день деревенские отрядили местного охотника проведать, не съели ли нас и вправду дикие звери. С его помощью еле нашли партизанский колодец, сильно заржавевший памятный знак, следы землянок. Обратно возвращались уже через Дмитровск автобусом.
Интересная прогулка была к месту подпольного госпиталя времен Великой Отечественной, который организовала Агафья Куренцова на хуторе Рыжном в Кромском районе. Прошли пешком порядка 30 км. Поход был достаточно тяжелый: накануне шел затяжной дождь, но на нас не упало ни капли, а к вечеру даже выглянуло солнце. Другая прогулка под тридцатку километров — в Павлодарь по маршруту разобранной болховской узкоколейки. Мертвые деревни, лес и зубры, которых мы не видели, но понимали — они где-то рядом: звуки, которые звери издают, куски шерсти, следы…
– Как вы считаете, в чем причины того, что в последнее время все больше орловцев стали интересоваться историей своего города и региона? По вашему мнению, зачем людям, не работающим в области истории и краеведения, знать и изучать прошлое улиц, районов, где они живут?
– Думаю, всплеск интереса произошел из-за появления большого количества общедоступной информации в интернете и активности групп типа «Экскурсии по Орлу». Тем, кто интересуется историей своей семьи и тому подобным, нужно прилагать меньше усилий для поиска. А потом это увлечение затягивает, любопытство растет, как снежный ком, хочется увидеть исторические места своими глазами… И это, в общем-то, естественно: изучать историю своей семьи через историю локального региона и страны в целом.
Три четверти моих предков жили и охраняли южные рубежи Московского государства по старинному Муравскому шляху, объединявшему ряд населенных пунктов на стыке Орловской, Курской и Липецкой областей. Многие мои предки родились на территории нынешней Орловской области, жили в Курской, а крестились, венчались и похоронены в Липецкой. Наверное поэтому у меня такой интерес к местным историям. А когда удается выбраться в Ливенский или сопредельные с ним районы, иногда наступает даже восторженно-возбужденное состояние. Выйдешь из машины, вдохнешь настоенный на полыни и местном разнотравье воздух и…
Подготовила Елена Маслова