О том, как штрафы помогают бороться с недобросовестными управляющими компаниями и как меняется отношение орловцев к общему имуществу, рассказал начальник управления жилищной инспекции Орловской области Анатолий Гаращенко на пресс-конференции 17 января.
В центре внимания УК
В прошлом году сотрудниками жилинспекции выявлено больше трех тысяч нарушений. Проверки проводились как в плановом порядке, так и после обращений жителей многоквартирных домов.
Основным объектом проверок инспекции остаются управляющие компании. В прошлом году на нерадивые обслуживающие организации было наложено почти 6,2 млн рублей штрафов за различные нарушения (для сравнения: в 2016м – 905 тысяч рублей). Главным образом, – за несвоевременный или некачественный ремонт общего имущества, сбои в графиках вывоза мусора и тому подобное.
– Стоит отметить, что две трети штрафов, больше четырех миллионов, были наложены в первом полугодии, – подчеркивает Анатолий Гаращенко. – Затем управляющие компании, видимо, поняли, что проще качественно работать, чем постоянно платить в бюджет, и уже во втором полугодии количество нарушений снизилось вдвое. Хотя как только нерадивые УК не пытались избежать наказания за нарушения! Например, к нам обращались жители домов, которые обслуживала одна из таких, с просьбой не штрафовать организацию, потому что их предупредили: погашать штрафы будут из денег, предназначенных на ремонт дома. Мы объяснили гражданам, что оплачивать штрафы УК по закону обязана из собственной прибыли, но никак не снимать деньги со счетов дома. В бюджет города уже поступило 4,5 млн рублей из суммы штрафов, наложенных жилинспекцией в прошлом году.
664 проверки провели специалисты контрольного органа по части соблюдения законности начисления платы за жилищнокоммунальные услуги. Более чем в половине случаев были выданы предписания о перерасчете и возврате собственникам средств. К примеру, самая крупная УК города включала в плату за жилое помещение средства на содержание АСКУЭ — автоматизированной системы учета электроэнергии. На самом же деле система, которая была установлена в домах, не подходит под параметры этого оборудования. Значит, плата взималась неправомерно и деньги жильцам необходимо вернуть.
– Еще недавно было много жалоб на несвоевременный вывоз мусора, – говорит Анатолий Гаращенко. – Однако городская администрация оперативно включилась в решение этой проблемы, сейчас таких обращений почти нет. Зато много жалоб поступает на протекающие крыши – снег скапливается в трещинах кровли, плохо заделанных швах, тает, и вода проникает в квартиры. В целом тематика жалоб носит сезонный характер.
Проблемы капремонта
Острой остается проблема качества выполнения работ при проведении капитального ремонта. Эта тема стоит на втором месте по числу обращений после жалоб на работу УК.
В 2017 году жилинспекцией проведено 73 выездных и 12 документарных проверок деятельности Регионального фонда капитального ремонта общего имущества. Непосредственно на объектах капитального ремонта выявлено 75 нарушений технических требований и качества работ подрядными организациями. В адрес фонда направлено 42 предписания с требованием устранения нарушений. За неисполнение предписаний фонд был оштрафован на 20 тысяч рублей.
– Самый сложный вопрос в реализации программы капитального ремонта в нашем регионе сегодня – качество строительного контроля за подрядчиками, – уверен Анатолий Гаращенко. – Фонд капитального ремонта не имеет достаточных сил и средств для этого. Проще говоря, на одного сотрудника отдела контроля фонда приходится в среднем по 1012 объектов, разбросанных по всей области, при отсутствии у регионального оператора даже автомобиля. Фонд капитального ремонта заключает договоры подряда на проведение строительного контроля со специализированными организациями. Выбор этих организаций проходит с помощью аукциона – побеждает тот, кто предложит более низкую цену. Вероятно, по этой причине качество контроля и квалификация специалистов нередко вызывают вопросы… Не все обращения, которые поступают от жителей домов, где проходит капремонт, находятся в нашей компетенции, но мы передаем их по подведомственности. И проверки правоохранительных органов выявляют вопиющие нарушения вроде замены строительных материалов на более дешевые и менее качественные, подписание актов приемки работ без фактического выполнения и тому подобное.
Ответственность собственников
Кроме того, жилинспекция может налагать штрафы не только на организации, но и на собственников жилья. Общая сумма относительно невелика – всего 22 тысячи рублей за прошлый год. Нарушения касаются неправильной эксплуатации общего имущества. Это, к примеру, несогласованная перепланировка жилья, обустройство тамбура без согласия общего собрания собственников, а также эксплуатация газового оборудования.
Жилищная инспекция имеет право наказывать орловцев, уклоняющихся от подписания договора на обслуживание специализированной организацией газового оборудования в квартире. А также не допускающих в квартиру газовиков для проверок безопасности и правильности эксплуатации газовых приборов. Штраф может грозить и тем собственникам, кто отказывается менять газовое оборудование после соответствующего заключения специалистов, тем самым подвергая опасности жизнь и здоровье соседей.
– В целом следует отметить, что собственники жилья в многоквартирных домах в последнее время стали более ответственно относиться к управлению своим общим имуществом, – подытожил Анатолий Гаращенко. – Растет уровень правовой грамотности, люди стали более серьезно выстраивать взаимоотношения с управляющими компаниями, строже и обоснованнее с них спрашивать. В этом случае сами собственники жилья – главные помощники жилищной инспекции в наведении порядка в сфере ЖКХ. Тем не менее, хочется призвать орловцев быть активнее в этом направлении и напомнить: нерадивую управляющую компанию можно поменять решением проведенного по закону общего собрания собственников.
Елена Маслова