В 2018 году исполняется 150 лет премьерному показу пьесы «Последний колдун» в Париже и 25 лет – первой постановке этой оперетты в ОГАТ.
Наша газета продолжает цикл публикаций, посвященных 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Помимо названных юбилеев, это еще и год 175летия со дня первой встречи Ивана Тургенева и Полины Виардо, соавторов маленького шедевра с названием «Последний колдун».
Одна, но пламенная страсть
Отношения этих двух щедро одаренных природой творческих людей причисляют к самым долгим историям любви. И самым драматичным.
– Вернее было бы назвать это историей любви только одного человека, – считает директор музея ОГАТ, исследователь жизни и творчества Тургенева Алексей Костяков. – Сорок лет великий русский писатель жил в статусе вечного друга семьи Виардо, «на краешке чужого гнезда», бок о бок с мужем и детьми оперной певицы Полины Виардо. И даже в пожилом возрасте готов был «хоть дворником» последовать за ней на край света.
Сам же Тургенев свое положение расценивал иначе: «Судьба не послала мне собственного моего семейства, и я прикрепился, вошел в состав чуждой семьи, и случайно выпало, что это семья французская. С давних пор моя жизнь переплелась с жизнью этой семьи. Там на меня смотрят не как на литератора, а как на человека, и среди ее мне спокойно и тепло».
«Проклятая цыганка»
Начинающий литератор Иван Тургенев был впервые представлен Полине Виардо 1 ноября 1843 года как «великорусский помещик, хороший стрелок, приятный собеседник и плохой стихотворец». 25летний Тургенев с первого взгляда влюбился в 22летнюю француженку, приехавшую в СанктПетербург с парижской Итальянской оперой. Ее исполнение Розины в «Севильском цирюльнике» сразу же ввело молодую певицу в круг мировых оперных знаменитостей.
Современники вспоминали, как с началом пения примы по залу будто пробегала искра, публика впадала в экстаз, не замечая ни сутулости Виардо, ни слишком крупных черт ее смуглого лица. «Хорошо поет проклятая цыганка!» — не без ревности призналась, услышав выступление Полины, мать Тургенева.
А.Н. Островский писал: «Тургенев признавался мне, что Виардо имеет над ним какоето особое влияние, он находится в ее присутствии как бы под сильнейшим гипнозом». Для Тургенева – человека, склонного к барственной лени, это подчинение оказалось благотворным. Спустя годы Виардо шутливо утверждала: русские ей обязаны тем, что Тургенев продолжает писать и работать.
Домашний театр
В 1863 году Виардо оставляет сцену и, поселившись в Баден-Бадене, открывает школу подготовки оперных певиц. Полина задумала организовать музыкальный театр и ставить в нем оперетты – театральный жанр, предложенный Оффенбахом. Музыку она пишет сама, а Тургенев пробует себя как музыкальный драматург, сочиняя либретто для небольших оперетт.
«…Я пустился писать французские либретто, которые гжа Виардо восхитительным образом кладет на музыку. Исполняют эти оперетки ее дети и воспитанницы. Музыка действительно прелестна, особенно последняя оперетка. «Последний колдун» – чудо!».
Создание музыкального театра живо захватило писателя. Он с жаром участвовал в репетициях, исполнял все главные роли. Из всех оперетт – «Слишком много жен», «Зеркало», «Людоед» – самая завидная сценическая судьба у «Последнего колдуна». На премьерном показе в школе Виардо главную роль стареющего мага и отца взрослой дочери Кракамиша играл сам Тургенев.
Премьера в России
Писатель мечтал о постановке «Последнего колдуна» на родине, прилагал для этого немало усилий, хлопотал, вел переговоры, но сделать ему этого не удалось. И только в 1993 году театр имени И.С. Тургенева осуществил в Орле первую в России постановку опереттыфантазии «Последний колдун». На премьере, которая закрывала всероссийский театральный фестиваль «Русская классика», играл настоящий симфонический оркестр, маленьких эльфов танцевали ученицы хореографической школы, а воспитанницы хоровой школы исполняли их вокальные партии. Запели и драматические актеры – первые исполнители ролей: народный артист России Петр Воробьев, заслуженный артист России Алексей Магдалинин, актеры Нелли Галченко, Сергей Коленов, Галина Гончарова, Елена Полянская.
Известный тургеневед Александр Колесников опубликовал в журнале «Московский наблюдатель» свои впечатления от этого спектакля: « В тот вечер, стоя у парадного подъезда Орловского драматического театра имени И.С.Тургенева, хотелось воскликнуть – вот уж подлинно новинка! Мы присутствовали на историческом российском театральном событии: спустя годы, десятилетия сцена вслед за литературоведами, текстологами, комментаторами и музыковедами брала слово в обсуждении загадочного, почти неправдоподобного романа Тургенева с опереттой… С появлением орловского спектакля мы можем шире взглянуть на тургеневский театральный опыт в целом. И его история про стареющего магачернокнижника, теряющего могущество в борьбе с волшебством самой природы, нам не менее важна и интересна, чем его известные сочинения с состоявшейся судьбой и громкой славой…».
Спектакль жил на тургеневской сцене пять сезонов и пользовался неизменным успехом. Театр возил его и во Францию.
В Орле нет оперного театра, и для многих зрителей эта постановка была особенно интересна и заманчива. Как сообщил Алексей Костяков, в перспективных планах ОГАТ постановка оперетты «Людоед», еще одной совместной работы Тургенева и Виардо. Запасемся терпением…
Валентина Новошинская