В Орле начата работа по строительству пешеходного перехода через Оку. Между тем споры о целесообразности воплощения этого проекта не утихают.
Мнение сторонников
Любители пеших и велосипедных прогулок считают, что пешеходный мост, соединяющий городской парк и набережную Дубровинского, Орлу нужен. Переход с одного берега Оки на другой по Красному мосту – не самое приятное дело. Плотный поток автомобилей, шум моторов, выхлопные газы, узкие тротуары, необходимость делать крюк, чтобы попасть в парк… Для мам с малышами и пожилых людей проблема определенно есть. К тому же сейчас вся страна создает комфортную городскую среду. Без развития пешеходной инфраструктуры не обойтись.
При этом многие сторонники строительства моста высказывают сомнения относительно его внешнего вида. Можно было бы отмахнуться и назвать это «вкусовщиной». Но среди тех, кому мост представляется слишком громоздким и неэстетичным, немало профессиональных архитекторов, дизайнеров и художников. А с их оценкой нельзя не считаться.
Мнение противников
Впрочем, у принципиальных противников строительства моста более серьезные аргументы, чем «красивонекрасиво». О своем несогласии с проектом, едва ознакомившись с ним, заявили представители Орловского академического научнотворческого центра РААСН и общественного объединения «Дорога450». Инженеры высказали ряд профессиональных претензий. По их расчетам, мост, построенный по предложенному проекту, во время паводка будет заливаться водой, высота пролетов недостаточна для судоходства, а превышение продольного уклона представляет опасность для пешеходов. В поддержку этих доводов даже было представлено заключение, подписанное президентом Российской академии архитектурных и строительных наук Александром Кузьминым. В нем прямо говорится, что проект моста выполнен некачественно, нарушение требований нормативных документов очевидно.
Катастрофическим – с инженерной, архитектурноэстетической, экологической и экономической точки зрения – называют проект и активисты общественного движения «Граждане Орла», объединяющего специалистов разного профиля. И настоятельно предлагают обратить внимание на альтернативные проекты мостов вантового или висячего типа, предлагаемые инженерамимостовиками.
Не дождавшись реакции, в ноябре прошлого года противники строительства моста обратились в суд, обозначив предметом иска «предупреждение причинения вреда». А в декабре провели научнотехническую конференцию, приняв резолюцию с немалым перечнем рекомендаций в адрес врио губернатора Андрея Клычкова. Например, провести служебное расследование хода инвестиционного процесса создания пешеходного моста, создать общественную рабочую группу для наблюдения за ходом процесса строительства моста, организовать в Лаборатории качества жизни Орловского госуниверситета подразделение общественного технического аудита инвестпроектов по уличнодорожной сети Орла и т.д.
Необходимо обсудить
Вопрос о строительстве пешеходного моста был поднят и на прессконференции главы региона, состоявшейся 15 января. Андрей Клычков сообщил журналистам, что отслеживает все обращения и публикации по этой теме и что он готов собрать за одним столом всех представителей экспертного сообщества, которым есть что сказать. Чтобы услышать все доводы «за» и «против» и вместе с экспертами и гражданскими активистами принять окончательное решение о целесообразности реализации проекта. «У нас еще есть возможность либо внести коррективы, либо вообще отказаться от проекта», – отметил Клычков.
Ранее врио губернатора высказывал мнение, что мост, который свяжет берега Оки, вкупе с проектами благоустройства Детского и городского парка, центральной площади, позволит создать общее культурное пространство с новой экономикой места, развить здесь сферу услуг и комфорта.
Встреча с экспертами анонсирована уже на следующую неделю.
Официально
Как указано в справке, полученной в администрации города, при разработке проектной документации было проработано восемь вариантов конструктивного исполнения пешеходного моста для определения оптимального решения, учитывающего его геометрические параметры, возможности отечественных мостостроительных организаций, природно-климатические условия строительства. В проектной документации соблюдены требования по надежности, долговечности и безопасности к конструкциям сооружения, а также безопасный пропуск паводка, ледохода и маломерных судов, уверяют власти.
Подрядчиком на объекте выступает ООО «Региональные газораспределительные сети», зарегистрированное в Казани (Республика Татарстан). По условиям муниципального контракта, строительство пешеходного моста в районе городского парка осуществляется «в целях обеспечения транспортной, пешеходной доступности и связи Советского и Железнодорожного районов города Орла».
В 2017 году была изготовлена рабочая документация. В 2018-м подрядчики должны провести подготовительные работы: демонтировать существующие сооружения, установить опоры будущего моста и переложить наружные сети. На первую половину 2019 года запланированы работы по строительству мостового полотна. Все работы должны быть завершены к 15 июля 2019 года.
Сметная стоимость моста арочного типа длиной 121,7 и шириной пешеходной части 4,5 метра из песчаного асфальтобетона составляет 307 188,8 тыс. рублей.
Ирина НИКИШОНКОВА