Вопрос безопасности в российских школах начал широко обсуждаться после недавних трагических событий в Перьми и Улан-удэ. И Орел не стал исключением. Какие проблемы обнаружились в этой связи, выясняла «Орловская городская газета».
Инцидент с баллончиком
В одной из школ областного центра 20 января тоже произошло неординарное событие. Один из старшеклассников распылил в лицо другому перцовый баллончик. Учеников пришлось эвакуировать, уроки прерывать. Позже руководство школы совместно с родителями и правоохранительными органами занялись выяснением обстоятельств.
Как сообщил 25 января на комиссии по профилактике правонарушений в Орле старший инспектор по особым поручениям УМВД по Орловской области Максим Садочков, удалось установить, что перцовый баллончик оказался в школьных стенах не случайно. С его помощью ученик решил наказать своего обидчика и таким образом решить конфликт.
Оставляет желать лучшего
Конечно, возник вопрос к школьной охране.
– Я решил проверить все на месте. Свободно зашел в школу. При этом охранник даже не поднялся со стула, чтобы хотя бы проверить мои документы и выяснить, по какой причине я, как постороннее лицо, нахожусь в здании учебного заведения. Пусть я даже был в служебной форме, но это надо было сделать, – прокомментировал ситуацию Максим Садочков.
По его словам, оказывать такие услуги школьным заведениям могут специалисты, имеющие специальную подготовку и разряд охранника не ниже 4го. То есть в их распоряжении должны быть не только средства личной защиты, но и средства, позволяющие задержать и обезвредить нарушителя. Например, охранник 4 разряда должен иметь при себе защитный жилет, шлем, наручники и резиновую палку. Охранник 5 разряда вооружен лучше: он имеет право пользоваться еще и газовым пистолетом, слезоточивыми аэрозолями, электрошокером и другими спецсредствами.
Не по форме
– Зачастую как раз эти самые спецсредства у школьных охранников отсутствуют. Представители частных охранных организаций объясняют это тем, что у их сотрудника должно быть специально отведенное и оборудованное место для хранения таких средств обороны. А учебные учреждения их не предоставляют. Вот и получается, что вроде бы школы охраняются специалистами, имеющими нужный разряд, а по факту они выполняют функции вахтеров. Допустим, в школу проникнет нарушитель, возникнет чрезвычайная ситуация. И что будет делать охранник, у которого и на рукахто ничего нет? Вопрос остается открытым, – заключил Максим Садочков.
Кроме того, получается, что заявленная услуга охранника не оказывается в полной мере. Ведь если в договоре указан разряд, то сотрудник должен ему полностью соответствовать.
Кто вправе?
– При этом договор на охранные услуги заключается не с руководством школы, а с представителем родительского комитета, – сообщил Максим Евгеньевич.
То есть, право проверять исполнение договора, принимать решение о его расторжении (при необходимости) принадлежит родительскому комитету.
На городской комиссии по профилактике правонарушений было предложено провести работу с родительскими комитетами по рассмотрению качества оказываемых охранных услуг и при необходимости – по пересмотру заключенных договоров.
Тем временем
В федеральных СМИ появились сообщения о некоторых предложениях по поводу охраны школ. Например, сенатор Елена Мизулина заявила, что это дело следует поручить Росгвардии. Она аргументировала свое предложение тем, что только сотрудники государственных органов могут обеспечить безопасность школьников. А частные предприятия с этой задачей не справляются.
– Я считаю, что охранять школы должна Росгвардия, у них отбор кадров очень жесткий, – цитирует Мизулину одно из федеральных информационнфх агентств.
В Минобрнауки уже подсчитали, сколько понадобится бюджетных средств, чтобы во все российские школы внедрить систему профессиональной охраны.
Как сообщила замминистра образования РФ Татьяна Синюгина, чтобы «во всех наших образовательных организациях была специализированная охрана, потребуется выделить 101 млрд рублей».
Пока идет проверка
Пока вопрос охраны школ обсуждается на правительственном уровне, в Орле проводится сплошная внеплановая проверка образовательных учреждений на предмет безопасности.
Проверка ведется по распоряжению мэра областного центра Василия Новикова. Он поручил обратить особое внимание на пропускной режим, систему оповещения сотрудников охраны, готовность медицинских работников к оказанию первой помощи.
Криминальная статистика
В 2017 году в Орле было зарегистрировано 3930 преступлений. Это меньше, чем в 2016 году (тогда их было 4057), сообщил на комиссии по профилактике правонарушений замначальника полиции УМВД России по Орлу Роман Шишкин.
Раскрываемость составила 43 %. Количество уличных преступлений немного снизилось: с 963 в 2016 году до 925 в прошлом году. А вот в общественных местах (здания, помещения), наоборот, наблюдается рост правонарушений: 1623 против 1562 в 2016 году.
Вероника Иконникова