О том, как в орловской полиции работают с заявлениями граждан, «Орловской городской» рассказал начальник УМВД по Орловской области генерал-майор полиции Юрий Савенков.
– Юрий Николаевич, разъясните порядок обращения граждан в органы внутренних дел.
– В соответствии с законодательством заявления и сообщения о преступлениях (происшествиях) принимаются круглосуточно вне зависимости от места и времени их совершения, полноты сообщаемых сведений и формы представления (письменной, устной), в любом ОВД как при непосредственном обращении в дежурную часть, так и по почте, телефону. Кроме того, граждане могут обратиться в полицию с электронным обращением на официальном сайте УМВД (57.mvd.ru).
Каждое сообщение незамедлительно регистрируется в книге учета с присвоением соответствующего номера.
Если гражданин лично обратился в дежурную часть ОВД, оперативный дежурный обязан принять заявление и выдать талон-уведомление, в получении которого заявитель расписывается с указанием даты и времени его получения. Этот талон является документом, подтверждающим непосредственное обращение гражданина в орган внутренних дел.
При подаче заявления (сообщения) о преступлении сотруднику органа внутренних дел вне служебного помещения ОВД талон-уведомление заявителю не выдается.
Отказ в принятии заявления о преступлении любым сотрудником полиции недопустим.
Заявления (сообщения) от граждан, отказавшихся назвать свои фамилию, имя, отчество, а также место проживания, считаются анонимными, регистрации не подлежат. Однако информация, содержащаяся в них, используется в работе.
– Заявление подано. Что происходит дальше? Каковы сроки рассмотрения заявлений?
– После регистрации заявлений и сообщений оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. О принятых мерах и их результатах оперативный дежурный в течение смены докладывает руководителю (начальнику) ОВД.
По каждому зарегистрированному заявлению о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления или сообщения.
Исполнитель обязан проверять действительность факта обращения, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению. Если в ходе проверки установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в ОВД, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то сообщение признается анонимным.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений принимается решение либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела.
Сроки рассмотрения заявлений граждан о преступлениях определены требованиями ст. 144 УПК РФ и составляют от 3 до 10 суток, а при проведении исследований, ревизий, экспертиз – начальником следственного отдела либо прокурором района могут быть продлены до 30 суток.
– Расскажите о работе «телефона доверия» УМВД. О чем сообщают граждане?
– Номер «телефона доверия» УМВД – 41-38-56, работает он круглосуточно. Любой гражданин может сообщить информацию о неправомерных действиях сотрудников полиции, в том числе при приеме, регистрации и разрешении сообщений, заявлений о преступлениях, о нарушении их законных интересов. Кроме того, граждане могут сообщить о готовящихся или уже совершенных преступлениях или иных правонарушениях.
Каждое сообщение, поступившее по «телефону доверия», регистрируется в специальном журнале и рассматривается в установленном порядке. В случае поступления информации о совершенном преступлении, где необходимо оперативное вмешательство сотрудников полиции, сообщение передается оператором в дежурную часть территориального ОВД для незамедлительного реагирования.
В 2015 году на «телефон доверия» УМВД поступило 1463 обращения, по которым проведены проверки, гражданам направлены ответы о принятых мерах.
– Юрий Николаевич, где граждане могут ознакомиться с порядком приема, регистрации и рассмотрения заявлений? Поясните также порядок обжалования принятых сотрудниками полиции решений.
– На стендах в общедоступных местах административных зданий органов внутренних дел, а также на официальном сайте УМВД 57.mvd.ru. Там размещены выписки из положений Уголовно-процессуального кодекса РФ, иных нормативных правовых актов и инструкций МВД России, регламентирующих порядок приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Также там указаны служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о правонарушениях и другой информации о происшествиях.
Каждый гражданин может обжаловать действия сотрудников ОВД, связанные с принятием и рассмотрением заявлений, начальнику ОВД, а также в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру или суд.
В течение 30 дней гражданину обязаны дать ответ о результатах ее рассмотрения.
Кроме того, информацию о нарушении прав и законных интересов при обращении в ОВД также можно сообщить на «телефон доверия» УМВД, а также на приеме у руководства УМВД, территориальных ОВД, который ведется ежедневно в соответствии с графиком.
– Какие меры принимаются вами к сотрудникам, допустившим нарушения при приеме, регистрации и разрешении заявлений граждан?
– В случае подтверждения фактов неправомерных действий сотрудников полиции при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений граждан о преступлениях, происшествиях, применяются строгие меры дисциплинарного воздействия. По результатам проведенных УМВД проверок к дисциплинарной ответственности привлечены 249 сотрудников, в том числе 20 руководителей.
Требования руководства УМВД по соблюдению установленного законодательством РФ порядка приема, регистрации, а также своевременного и качественного реагирования на поступающие заявления, сообщения граждан и организаций о преступлениях будут только усиливаться.
Cтатистика
За 2015 год в территориальных ОВД области зарегистрировано
143 961 сообщение о происшествиях. Это на
1,8% больше, чем
за 2014 год.
По результатам их рассмотрения возбуждено 9 569 уголовных дел, вынесено 23 254 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, передано по подследственности –
21 463, возбуждено дел об административном правонарушении –
12 701.