Система муниципальных закупок будет меняться. О том, чего ожидать подрядчикам и заказчикам в ближайшее время, на рабочем совещании 6 февраля рассказала начальник управления муниципальных закупок администрации Орла Татьяна Дерябкина.
Из бумажного – в электронный
21 декабря прошлого года депутаты ГД РФ приняли в третьем чтении объемный пакет поправок к Закону № 44 «О государственных закупках», который не один год подвергается критике.
Поправки призваны исправить некоторые недостатки, в том числе с помощью перевода процедур из бумажного вида в электронный.
С 1 июля 2018 года заказчик будет вправе проводить в электронном формате открытый конкурс (он будет называться электронный конкурс), делать запрос котировок и запрос предложений. А с 1 января 2019 года это право превратится в обязанность, и бумажный вариант полностью исключат.
Предварительно и окончательно
Чтобы участвовать во всевозможных электронных аукционах, подрядчикам будет достаточно зарегистрироваться один раз в Единой информационной системе (ЕИС) и получить аккредитацию на электронных площадках. Сейчас их несколько, можно подробнее ознакомиться с их работой и предоставляемыми услугами на официальном сайте ЕИС – zakupki.gov.ru.
Главным инструментом муниципальных закупок станет электронный конкурс. При этом подрядчики получат право заранее узнать минимальную цену контракта, которая была предложена. Правда, информация о том, кто предложил самую маленькую сумму, будет недоступна. После этого участники конкурса смогут изменить свою первоначальную цену, то есть снизить ее. И уже тогда победитель конкурса будет выбран окончательно. Если же заказчик получит два одинаковых предложения, право на контракт получит тот, кто подал заявку первым.
Успеть за 10 дней
Правила для запроса котировок и запроса предложений в электронном формате практически не отличаются от бумажного варианта.
Заключение контракта тоже будет открытым. После объявления победителя и опубликования протокола заказчик должен будет разместить в ЕИС проект контракта без подписи. Если подрядчик согласен, он размещает в системе контракт со своей подписью. Если нет — протокол разногласий. Но документы должны быть подписаны в течение 10 дней после оглашения результатов конкурса.
Кроме того, с 1 октября 2019 года все действия подрядчиков и заказчиков в ЕИС и на электронных площадках будут отслеживаться в реальном времени и храниться в специальной информационной системе. Будет проводиться постоянный мониторинг исправности ЕИС и электронных площадок, сведения о неполадках также будут храниться.
Витрина закупок
– Все нововведения направлены на сокращение сроков проведения процедур, на повышение прозрачности и эффективности. В связи с грядущими изменениями муниципалитету предстоит большая работа, чтобы подготовиться, освоить новые системы и обучить заказчиков, – сообщила Татьяна Дерябкина.
Также она напомнила о том, что на официальном сайте администрации Орла действует сервис – витрина закупок, где размещается информация обо всех текущих муниципальных заказах (размещенных в ЕИС), требуемых товарах и услугах, сроках подачи заявок и так далее.
– Сервисом может воспользоваться бесплатно любой желающий, можно подписаться на рассылку, чтобы оперативно получать уведомления о новых лотах, установить определенные параметры закупок: товарные категории, преференции и многое другое, – пояснила Татьяна Дерябкина.
Жалобы необоснованны
Орловские подрядчики все реже оспаривают результаты муниципальных конкурсов. Об этом можно судить по количеству обращений в контрольные органы. В прошлом году таких обращений было 17, из них необоснованными посчитали 15, обоснованными лишь частично – 2 обращения, то есть полностью обоснованных претензий нет. В 2016 году жалоб было больше – 21, в 2015 году – 24, в 2014 году – 28 обращений.
Нет такой профессии
Тем не менее эксперты признают, что сфера муниципальных закупок остается сложной, закон меняется постоянно и в ближайшее время легче не станет.
Не секрет, что на многих предприятиях уже есть отдельные специалисты, которые занимаются только госконтрактами, отслеживают нововведения, изучают законодательную базу.
В системе образования уже задумываются о необходимости введения новой профессии – контрактный управляющий.
– Возможно, уже стоит выступить с инициативой составления обучающих программ для высших учебных заведений, которые могли бы готовить контрактных управляющих. Профессия эта востребована, но официально ее пока не существует, – сообщил начальник управления образования администрации Орла Александр Шатохин.
Только цифры
В 2017 году с помощью Единой информационной системы орловские муниципальные заказчики заключили с подрядчиками 6256 контрактов. В 2016 году таких контрактов было 4103.
438 лотов было разыграно среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Нередки были случаи, когда заказчики объединялись для проведения совместных закупок. За 2017 год управление муниципальных закупок администрации Орла проверило 93 заявления на проведение совместных аукционов, которые объединили 5773 заказчика; 3 заявления на проведение совместных конкурсов с ограниченным участием, объединивших 240 заказчиков; и одно заявление на проведение совместного открытого конкурса, оно объединило 16 заказчиков.
Вероника Иконникова