Распоряжаться средствами, которые собственники жилья собирают на капремонт многоквартирных домов, можно тремя способами — накапливая взносы в «общем котле»; открыв отдельный счет дома и передав право владения им региональному оператору; а также передав эти полномочия своей управляющей компании.
Спецсчета набирают популярность. Когда в 2014 году в Орловской области был создан региональный фонд капремонта, накапливать средства на отдельном счете дома под управлением регоператора стали собственники 441 многоэтажного дома. Правда, сразу использовать свои деньги на капремонт решились немногие.
Но опыт тем не менее нарабатывается. Например, в 11подъездном доме № 62 на ул. Октябрьской за несколько лет поэтапно проведен практически весь комплекс работ по капремонту, включая ремонт лифтового оборудования.
Начиная с прошлого года орловцы начали еще более активно переводить средства из «общего котла» на спецсчета своих многоквартирных домов.
К слову, с 2016 года право владеть спецсчетом, наряду с фондом капремонта, получили управляющие компании.
Как выбрать «распорядителя»
Как рассказала руководитель регионального фонда капремонта Ольга Павлова, решение о создании отдельного счета для сбора средств на капремонт принимается общим собранием. «За» должно быть отдано не менее 50 процентов голосов. Необходимо решить вопрос о размере взноса: он не может быть ниже установленного в регионе. И о том, кто будет распоряжаться средствами собственников: фонд капремонта или управляющая компания. А также предстоит определить, в каком банке открыть счет для хранения средств на капремонт. Решение общего собрания направляется в региональный фонд капремонта и в жилищную инспекцию.
– Выделить свои деньги из «общего котла» стало проще, – говорит Ольга Павлова. – Раньше эта процедура занимала два года с момента принятия собственниками решения, теперь год. Если распорядителем счета будет определен фонд капремонта, мы откроем счет дома и перечислим туда сумму, накопленную собственниками в «общем котле» с момента выпуска первой квитанции. Если же владельцем средств жителей будет управляющая компания, мы перечислим их на спецсчет в ее адрес. Использовать эти средства можно будет только на цели капитального ремонта и только при выполнении всех необходимых условий.
Что нужно знать
Передача УК права владения спецсчетом позволяет собственникам ремонтировать свой дом по частям, достаточно оперативно, без лишних согласований.
– Мы не вмешиваемся в процесс выбора собственников, – говорит Ольга Павлова. – Они вправе сами решать, когда и на что тратить свои деньги и кто будет управлять этим. Но решение должно быть принято осознанно. Люди должны знать все нюансы и меру своей ответственности.
Если собственники решат отремонтировать чтото в доме с использованием средств спецсчета, эти работы должны входить в перечень, утвержденный законом (см. ниже), и это должен быть именно капитальный ремонт. При этом ответственность за выбор подрядной организации, контроль за ходом работ и их приемка ложится на собственников.
Кроме того, когда у дома подойдет срок капремонта, который указан на сайте регионального оператора (например, через 10 лет), может оказаться, что на проведение всего комплекса работ, необходимого на тот момент, на спецсчете окажется недостаточно средств. И тогда собственникам придется решать, где брать недостающую сумму: в банке в виде кредита или увеличив на какоето время размер взноса.
И еще одно. Спецсчет хорошо открывать в тех домах, где собственники ставят общедомовые интересы выше «внутриподъездных» и уж тем более личных.
Личный опыт
Андрей Мордуков, руководитель УК «Домовый комитет»
– У нас маленькая компания, которая «выросла» из домового комитета и была создана его активистами. В управлении всего три дома, в том числе дом № 18 на ул. Приборостроительной, построенный в 1974 году. Кровля там была в очень плохом состоянии. Мы несколько раз ее латали, а в 2016 году решили отремонтировать капитально. Спецсчет дома тогда был в управлении фонда капремонта. Люди провели собрание, мы оплатили ПСД, передали на утверждение в фонд. Хотели за лето успеть. Но процесс согласований затягивался, а оставлять на следующий год не хотелось. Материалы растут в цене, смету пришлось бы обновлять. Поэтому мы предложили собственникам перевести спецсчет на УК: процедура смены владельца спецсчета гораздо быстрее, чем процедура вывода средств из «общего котла».
На счету дома тогда было около миллиона рублей. Капремонт кровли стоил 1,3 млн. Но подрядчик согласился на рассрочку, и мы успели все сделать до холодов.
Мы были первыми в Орле, может, и в России, спросить совета было не у кого. Но, как оказалось, смысл в переводе спецсчета на УК есть. Хотя проблем тоже добавляется: и по оргвопросам, по печати дополнительных квитанций, ведению счета. Мы, например, взяли на себя и оплату кассовых сборов с собственников — процентов, которые взимают банки и почта.
Буква закона
Статьей 11 Закона Орловской области от 28.06.2013 № 1498-ОЗ (закон о капремонте) и поправками к ней установлен перечень услуг и работ, финансируемых за счет средств фонда капремонта:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- ремонт или замена лифтов, признанных непригодными, ремонт лифтовых шахт;
- ремонт крыши;
- переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую;
- устройство выходов на кровлю;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД;
- ремонт фасада;
- ремонт фундамента МКД;
- установка общедомовых приборов учета, необходимых для предоставления коммунальных услуг, узлов управления и регулирования их потребления;
- разработка проектной документации и проверка достоверности сметной стоимости, проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом;
- услуги по строительному контролю;
- ремонт выгребных ям, туалетов, входящих в состав общего имущества МКД;
- ремонт котельных, относящихся к общему имуществу МКД;
- утепление фасада.
Ирина Никишонкова