Проблема общественного транспорта в Орле снова вышла на первый план и широко обсуждается в администрации областного центра.
Три остановки пешком
13 февраля на рабочем совещании мэр Орла Василий Новиков сообщил, что в его адрес поступила коллективная жалоба жителей дома № 31 с улицы Андрианова. Они утверждают, что уехать с конечной остановки могут только троллейбусом №6, который ходит крайне редко. Ранее здесь курсировала маршрутка №7, но ее отменили. И теперь жители вынуждены ходить пешком до перекрестка улиц Горького и 60летия Октября, чтобы сесть на транспорт. Особенно затруднительно это делать зимой, пожилым людям, тем, кто идет с детьми. И следует учесть, что приходится преодолевать довольно значительное расстояние – три остановки.
Василий Новиков поручил сотрудникам администрации Орла разобраться в ситуации и доложить о результатах до 16 февраля.
Кроме того, продолжают поступать жалобы на то, что транспорт не выходит на линии в вечернее время, оставляет желать лучшего поведение водителей. Но эти претензии стали уже давно привычными.
Что делать?
Свои предложения по поводу того, как исправить ситуацию с качеством транспортного обслуживания, высказали сами перевозчики. Их представитель Игорь Бортников сообщил, что уже до конца этой недели начнет работать бесплатный телефон доверия для граждан. Он будет начинаться с 800; обращаться можно будет с жалобами, предложениями и пожеланиями.
Еще одна мера, которая пока обсуждается, – установка в салонах автобусов видеорегистраторов.
– Мы готовы взять расходы по установке на себя. Нужно только определиться с моделью видеорегистраторов, чтобы она была не слишком дорогая, но в то же время имела все необходимые функции и хранила записи 3–5 дней, – пояснил Игорь Бортников.
Кроме того, перевозчики разработали документ, регламентирующий работу водителей, в котором прописаны запреты на курение в салоне, разговоры по мобильному телефону, порядок общения с пассажирами и так далее.
Этот документ будет представлен на рассмотрение депутатам горсовета.
Кадровый голод
Насколько эффективными окажутся все эти меры, пока сказать сложно. Тем более, что перевозчики не раз говорили о серьезном дефиците кадров, а в таких условиях вряд ли стоит ожидать кардинальных перемен в ближайшее время.
– Дефицит кадров составляет примерно 40 %. Мы ищем водителей в районах области и за пределами региона. На моем предприятии сейчас работают люди из Курска. Им оплачивается жилье, создаются все условия, лишь бы они не уходили. На бирже труда Орловской области водителей с правами категории D не найти. Пробовали приглашать на обучение. На примере своего предприятия скажу: из пяти обученных работать остался один. Нехватка кадров – серьезная проблема, – пояснил Игорь Бортников.
Неравные условия
Второй проблемой перевозчиков была названа конкуренция со стороны маршруток с трехзначными номерами, которые курсируют по Орлу и выезжают за его пределы в Орловский район. Эти перевозчики заключают контракты с Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ области.
– Автобусы с трехзначными номерами работают по своим правилам. Они не перевозят льготников, не зарегистрированы в системе отслеживания движения городского транспорта bus57.ru. Но при этом сами пользуются ею, чтобы следить за нашими маршрутками, обгонять и перехватывать пассажиров. Кроме того, у них в контракте не прописана необходимость выхода на линии в поздние вечерние часы. Получается, что мы находимся в неравных условиях, – утверждает Бортников.
Также он сообщил, что водители очень охотно идут работать на маршруты с трехзначными номерами, поскольку условия там намного лучше, и выразил опасение по поводу новшеств с видеорегистраторами.
– Это может вызвать отток водителей, которым не понравится, что за их работой ведется видеонаблюдение, – пояснил Бортников.
Остались крупные игроки
Тем не менее, представитель перевозчиков заверил, что готов сотрудничать с администрацией Орла и принимать меры для повышения качества транспортного обслуживания. По его словам, как раз сейчас договариваться вполне возможно.
– Если несколько лет назад в Орле работало 130 перевозчиков, то сейчас их осталось 15. Предприятий, на которых имеется менее 20 автобусов, уже не существует. У всех в наличии ремонтные базы, медицинские работники. Все стараются обновлять автопарк, ведь по условиям контракта на линии должны работать машины не старше пяти лет, – заявил Игорь Бортников.
Контракт никто не отменял
Однако объяснения и доводы перевозчиков не устроили мэра Василия Новикова и главу администрации Орла Александра Муромского. Они напомнили, что перевозчики заключили муниципальный контракт, в котором, в том числе, прописаны графики движения. А жалобы от жителей по поводу работы маршруток в вечернее время продолжают поступать.
Правда, и. о. начальника отдела организации транспортного обслуживания населения и связи Виталий Гришаков отметил, что сейчас графики исполняются на 80 %, тогда как на прошлой неделе на линии выходило в среднем 60–70 % автобусов.
Напомним: ежедневно в Орле работает около 350 машин частных перевозчиков. Муниципальное ПАТП1 прекратило деятельность и распустило сотрудников.
Тем временем
С 1 марта конечной остановкой троллейбуса № 5а снова станет железнодорожный вокзал, а не переулок Южный, как это было ранее. В связи с тем, что троллейбус пока обслуживает жителей района «Выгонка», планировалось отменить маршрутку № 47. Но орловцев такой поворот не устроил и они обратились в администрацию областного центра с просьбой оставить автобус и отменить троллейбус. Их пожелание в ближайшее время будет исполнено.
Вероника Иконникова