По словам педагога-художника Геннадия Арсентьевича Пяткина, 94 процента всей информации поступает в мозг посредством визуального восприятия. Но и глаза красноречиво говорят о человеке.
Несмотря на пережитое, наш герой, обладатель огромных и ясных глаз, остался оптимистом, смотрит на мир, как в молодости: смело, свободно, с восхищением.
«Они – моя гордость»
Уже 36 лет заслуженный работник культуры РФ Геннадий Арсентьевич Пяткин руководит в Орловском городском центре культуры образцовым любительским коллективом – студией изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Родничок». Его студийцы не раз становились лауреатами конкурсов и фестивалей различного уровня. И вот совсем недавно Дима Фабричный, Полина Иванищева и Маша Тюрина завоевали три первых места на XVI Международном фестивале детско-молодежного творчества и педагогических инноваций. Рисунок Сони Воробьевой был удостоен третьего места.
Геннадий Арсентьевич никогда не считал, сколько детей прошло через студию, сколько из них стали профессиональными художниками. Но ему есть кем гордиться. Это художник-монументалист Василий Карев, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной; Николай Чичин стал одним из лучших выпускников Московского полиграфического института; Андрей Пашин – выпускник Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.В. Репина, участвовавший в росписи храма Христа Спасителя. Своим учителем считает Пяткина и дизайнер Виктор Панков.
– Он прекрасно ладит с детьми. Они к нему тянутся. Всегда позитивен, энергичен. 12 марта Геннадию Арсентьевичу исполнится 70 лет! – говорит Елена Майорова, директор Орловского городского центра культуры. – Нужно иметь что-то особенное в душе, чтобы на протяжении многих лет служить детям.
Краски детства
Родился Геннадий Арсентьевич в селе Каменец Кромского района. Затем вместе с семьей уехал в Иркутскую область.
В этих краях, где природа поражает своей яркостью, мощью, изобилием, и прошли детские годы Геннадия.
Главной страстью школьника Гены Пяткина в то время был спорт. Санки, лыжи, волейбол, баскетбол, штанга – все это наполняло мир мальчишки яркими впечатлениями, сильными эмоциями.
– Но однажды дед принес из больницы, где он лечился, небольшой карандашный рисунок, выполненный соседом по палате – художником, – вспоминает Геннадий Арсентьевич. – Это был, как я сейчас понимаю, мастерский набросок городского пейзажа. Бархатистость мягкого простого карандаша, точность линий… Я был потрясен!
Но возможности как-то утолить внезапно возникшую тягу к прекрасному в Средне-Илимске не было. Только когда семья вернулась в Орёл, Геннадий, уже будучи старшеклассником, записался в изостудию при пединституте.
– Надо признаться, я не был выдающимся учеником, – голубые глаза Пяткина приобретают задорный блеск. – Иногда мог пропасть на месяц-полтора, снова уходя в спортивные секции.
Краски, кисти, бумага – все это было страшным дефицитом. Приобретенная в столице кисточка могла в то время абсолютно осчастливить юного художника. «Генька вечно краски ищет» – посмеивались над товарищем сверстники.
Учиться и учить
После окончания школы юноша решил поступать на худграф. В то время там был замечательный состав педагогов: Георгий Дышленко, Андрей Курнаков, Виктор Басарев, Людмила Былинко. Такие студенты, как Пяткин, не только жадно внимали педагогам, но и регулярно ездили в Москву на выставки и в музеи, много читали.
Руководителем дипломного проекта пятикурсника Геннадия Пяткина стал Андрей Ильич Курнаков. Тема дипломной картины была выбрана солидная – 100-летие со дня рождения Ленина. Молодой художник взялся изобразить на полотне своих современников, отстаивающих гигантскую очередь в Мавзолей, чтобы увидеть Ильича. Их крупные портреты, по задумке автора, должны были занимать весь передний план картины.
– Я специально ездил в Москву и писал этюды на Красной площади, – рассказывает Геннадий Арсентьевич. – А в Орле наряжал жену в зимнее пальто и писал. Позировали мне и мальчишки с «Трансмаша», и свояк.
Конечно, в этой идеологически выверенной дипломной работе главным был не вождь мирового пролетариата, а простые люди. Не зря во время защиты диплома Игорь Аронович Круглый сказал, что каждый портрет на картине самоценен.
После института Геннадий Арсентьевич преподавал в Орловском культпросветучилище, потом проходил срочную службу в авиагарнизоне. А когда в Орле открылось художественное училище, вошел в число его первых преподавателей. Он постоянно занимался самообразованием. А в 1980-м Геннадий Арсентьевич стал руководителем детской изостудии в ДК «Дормашина» (теперь это Городской центр культуры).
– В дореволюционной России преподаванию рисования в гимназиях уделялось много времени. Пушкин, Лермонтов прекрасно рисовали, – размышляет вслух Геннадий Арсентьевич. – В японских школах и сейчас рисование идет шесть раз в неделю – это главный предмет. А в российской – второстепенный.
Занятия изобразительными видами искусства развивают вкус, интеллект, уверен Пяткин. Художник в одном лице и философ, и композитор, и технолог. Что рисовать, как продумать композицию, какие материалы выбрать для ее воплощения?
– Я не ставлю перед собой цели сделать из каждого ребенка художника, но научить его мыслить самостоятельно, позитивно смотреть на мир, всегда доводить начатую работу до конца – это действительно важно. Я требовательный, но с детьми общаюсь на равных. Они – мои друзья.
Геннадий Арсентьевич сеет доброе и вечное при помощи иносказаний, шуток.
– Как я люблю жадин, ябед, – без тени улыбки сообщает он классу. – Все знают, какие они хорошие люди.
И дети начинают смеяться, а кто-то, вдруг покраснев, спешит поделиться красками с забывчивым товарищем.
– А сейчас – никому не улыбаться! Все сделали серьезные лица! Нас снимает корреспондент, – командует преподаватель. И, конечно, все ребята улыбаются.
Ирина Самарина