В первые дни марта два орловских театра – «Свободное пространство» и ОГАТ им. И. С. Тургенева – порадовали своих поклонников премьерами спектаклей по произведениям русской классики
Пасьянс для невесты
В «Свободном пространстве» известный литовский режиссер Линас Зайкаускас, знакомый орловским театралам по спектаклю «Украденное счастье», победителю V Международного театрального конкурса «LUDI», поставил сатирическую комедию Николая Гоголя «Женитьба», дав возможность сразу шести актрисам труппы сыграть … мужчин.
Да, главная интрига спектакля как раз и состоит в том, что все роли в нем исполняют женщины. Мастерски перевоплотившись, наши актрисы такую «комедь» со сватовством и женитьбой выдали, что зал смеялся на протяжении всего спектакля.
Сюжет комедии знает любой уважающий себя старшеклассник. Но вот как сыграно сватовство лентяялежебоки надворного советника Подколесина (Мария Козлова) и трех его соперников – на это надо обязательно посмотреть. Удивление начинается с первых минут действия, когда, едва передвигая ноги, через сцену проходит слуга Степан. Без программки с фамилиями исполнителей вряд ли в шаркающем старике можно признать Ларису Леменкову. А потом на сцену врывается единственный женатый персонаж комедии Кочкарев, и зал по достоинству оценивает яркое комедийное дарование Ирины Агейкиной. Завидуя холостяцкой свободе Подколесина, он отбирает хлеб у пронырысвахи Феклы Ивановны (Юлия Григорьева) и решает сам заняться женитьбой друга. Что из этого получается – и составляет действие и конфликт пьесы. Через ее канву проходит галерея женихов, для которых актрисы не скупятся на карикатурные приемы. Они заложены даже в «говорящих» костюмах (художник Маргарита Мисюкова). Несколькими штрихами заслуженная артистка РФ Нонна Исаева выставляет своего героя – чиновникаэкзекутора Яичницу – ловцом богатого приданого, при наличии которого все равно – дура невеста или нет. Отставного пехотного офицера Анучкина в блестящем исполнении Елены Симоновой в купеческий дом занесло страстное желание иметь жену, говорящую пофранцузски, а бывшего моряка Жевакина привлекают пышные формы невесты. Заслуженная артистка РФ Маргарита Рыжикова так пронзительно сыграла отчаяние неудачника, в 17й раз потерявшего шанс на тихое семейное счастье, что в сцене сжигания крохотного макета домикамечты он вызывает искреннее сочувствие зала.
Больше никого в этой комедии не жаль, даже засидевшуюся в девках Агафью Тихоновну (Олеся Балабанова), все дни которой проходят в лузгании семечек да раскладывании бесконечных пасьянсов на женихов из высшего общества. Муждворянин нужен ей для социального статуса, она женихам – для улучшения материального положения. Никаких чувств – только личный интерес. Потому и финал истории такой бесславный. При этом – и очень забавный.
Одиночество неприкаянных
Если в комедии «Женитьба» любви нет и в помине, то в спектакле ОГАТ «Темные аллеи», поставленном по пьесе Льва Проталина, этим чувством охвачены почти все персонажи.
Взяв за основу несколько рассказов Ивана Бунина, драматург подарил главному герою пьесы художнику Георгию Левицкому (юношу играет Сергей Евдокимов, на излете жизни – заслуженный артист России Михаил Корнилов) возможность быть любимым несколькими женщинами. Их очень интересно сыграли молодые актрисы Марианна Еремеева, Елена Плотникова, Екатерина Гусарова. Но романтические чувства не чужды и более взрослым героям. С трудом скрывает свою влюбленность в одного из гостей хозяйка имения Клавдия Андреевна (заслуженная артистка России Елена Полянская). А ее муж, генерал в отставке (заслуженный артист России Сергей Коленов) как лучшие дни своей жизни вспоминает историю первой любви к Наденьке, которой он когдато читал стихи про темные аллеи. Актриса Марианна Иванова эмоционально и трогательно сыграла любящую женщину, пронесшую свое чувство через всю жизнь.
Спектакль и представляет собой череду любовных историй, в основном печальных. Их, оказавшись на чужбине, и вспоминает тоскующий по родине неприкаянный русский художник, встретив в одном из парижских ресторанов свою первую любовь (актрисы Алина Сидорчук и Вероника Иванова). Оба устали от одиночества и рады друг другу. И даже былые чувства воскресли, но…
…Щедрые аплодисменты, слезы на глазах зрителей и желание перечитать Бунина – подтверждение тому, что еще одним хорошим спектаклем в афише театра стало больше.
Валентина Новошинская