С 10 по 12 марта орловская компания представляла областной центр на крупной международной туристической выставке в Москве «Интурмаркет — 2018». О тенденциях на рынке внутреннего туризма, опыте регионов в этом направлении, своих наработках и проблемах «Орловской городской газете» рассказал руководитель компании «Сафари» Игорь Савушкин.
О тенденциях
«Интурмаркет» 13 лет собирает представителей туристической отрасли различных регионов страны и зарубежья для обмена опытом и демонстрации достопримечательностей городов. Орел и Орловская область на отдельном стенде здесь представлены второй раз.
– Нас, конечно, больше всего интересовал внутренний активный туризм, встречи с коллегами по цеху, с конкурентами, с теми, кто может рассказать о своем опыте. И если подвести небольшой итог всему увиденному и услышанному, можно сказать, что активный внутренний туризм в стране пользуется все большим спросом. Людей все меньше интересуют просто экскурсии, им надо принимать участие в какомто действии, – говорит Игорь Савушкин.
Сейчас этой тенденцией пользуются компании, которые находятся в небольших городах, расположенных недалеко от столицы страны. Речь идет, в частности, об организации туров выходного дня, включающих велопрогулки, сплавы на байдарках, пешие походы, лыжные походы зимой и другие виды активного отдыха с посещением местных достопримечательностей, с экскурсиями по местным музеям.
Билетов не хватает
– И в Орел туристы тоже хотят приезжать почаще, но у нас возникает довольно серьезная проблема с железнодорожным транспортом. Билет на электричку из Москвы в Орел лучше покупать недели за три, иначе можно столкнуться с банальной нехваткой мест. А вот решение посетить тот или иной город на выходных туристам приходит зачастую за несколько дней до поездки. Такой вывод мы сделали, когда провели анализ сроков подачи заявок. И получается, что, узнав об отсутствии билетов, люди просто выбирают тот же Владимир или Тверь, куда билеты есть всегда. Конечно, можно воспользоваться автомобилем, но кто захочет в пятницу вечером выезжать из Москвы по пробкам? Мы уже поднимали этот вопрос во властных структурах. Возможно, будет какоето решение, но пока ситуация остается непростой, – продолжает Игорь Савушкин.
Есть куда расти
Помимо активных туров для взрослых, орловская компания планирует изучить тему детского внутреннего туризма.
– В Орловской области эта отрасль практически не работает. На выставке «Интурмаркет–2018» мы познакомились с представителями туристических компаний из Московской области, которые занимаются детскими турами. В конце марта 2018 года планируем провести в Орле круглый стол с участием коллег из Подмосковья, которые расскажут, как взаимодействуют с системой образования, органами внутренних дел, с дорожной инспекцией. Ведь чтобы организовать поездку для детей, надо обеспечить, прежде всего, их безопасность, а это возможно только при содействии администрации и структур внутренней безопасности. Но работа вполне выполнимая, – говорит Савушкин.
Что у соседей
Еще одна отрасль, которая показалась интересной, – организация частных музеев. Например, в Коломне существуют музей пастилы «Коломенская пастила» и музей калача – «Калачная».
– Это частные предприятия и оба действуют вполне успешно. Экскурсии проходят в активном режиме с чаепитием и дегустацией продукта. Но даже это не главное, главное — это атмосфера, которая создана сотрудниками музеев. А сейчас именно впечатления, положительные эмоции являются самым притягательным товаром для туриста, – утверждает Савушкин.
Другой ритм
Неспешный ритм, другой образ жизни, размеренность, обстоятельное общение позволяют понастоящему отдохнуть жителю большого города.
– Вот простой пример. Когда к нам приезжают из Москвы сплавляться на байдарках, мы учим людей грести. И пока я показываю одно движение, они успевают сделать десять. Приходится несколько раз объяснять, что спешить некуда, можно отдохнуть, расслабиться. То же касается общения. Оказывается, для жителей больших городов это большая проблема, им некогда встречаться с друзьями, некогда поговорить на интересные темы. Отдых от слишком быстрого темпа, полноценное общение – вот что притягивает в малые города. Ну и, конечно, физическая активность, интересные места, достопримечательности, музеи. Все это вкупе и есть составляющие активного внутреннего туризма, развитие которого вполне возможно, но должно происходить вместе с развитием инфраструктуры.
Инфраструктурные моменты
В части организации инфраструктуры интересным оказался опыт Пскова, где приступили к строительству 300 км велодорожек. Этот проект направлен не только на развитие спорта, но и на тот же внутренний туризм. Планируется, что веломаршруты будут проложены с учетом расположения достопримечательностей города.
– Проект реализуется при участии администрации Псковской области, и мы планируем изучить этот опыт. В Орле пока вопрос с велодорожками только обсуждается, – подытожил Савушкин.
Вероника Иконникова